• Пт. Сен 18th, 2020

Будь здоров!

Если хочешь — будь здоров!

Ступени йоги

Ступени йогиПервая ступень — Йяма, это свод нравственных пра­вил и моральных требований, которые закладывают осно­ву человеческой личности вообще и любого ученика в частности.

Эти правила и требования — общечеловечес­кие, общефилософские и вневременные, поэтому они так напоминают нам христианские заповеди. Правил- заповедей пять.

1) Ахимса — непричинение зла, но это не просто запо­ведь «не убий»; это гораздо шире.

«Ахимса — это непричинение боли любому существу, никоим образом, в любое время, в мыслях, словах и делах» (Свами Шивананда. Раджа-Йога).

«Эти (ахимса и др.) — непрерывны во времени, мес­те, обстоятельствах и кастовых законах, они Всеобщая Великая Клятва» (Патанджали. Йога-Сутра).

2) Сатьям — правдивость и неприемлемость любой лжи.

«Правда должна утверждаться всегда и при любых обстоятельствах» (Патанджали. Йога-Сутра).

3) Астейя — честность, полное отвергание воровства, присвоения чужого и вообще всего, что не представляет насущной необходимости для жизни. Патанджали гово­рит, что при таком образе жизни «все виды богатств приходят сами».

4) Брахмачария — целомудрие, воздержание, чистота в мыслях, словах и делах.

5) Апариграха — непринятие и отказ от любых подарков и подношений, от кого бы они ни приходили и с какой бы целью ни предлагались.

Возникают вопросы: могут ли эти требования быть аб­солютными, и если да, то могут ли они быть выполнены?

Здесь существенно отметить, что на земном плане, в низшем измерении, по-видимому, не может быть абсолютных правил, как и абсолютных (альтернативных) утверждений. Этот Мир — дуальный, и в нем непрерывно существуют в единстве обе полярности, оба полюса.

Это проявляется везде и, конечно, в нравственных правилах Йямы. К примеру, йоги не употребляют мяса, и одной из причин этого является требование ахимсы. Но разве, питаясь растениями, мы не причиняем им вреда? Разве, ходя по земле, вводя в себя пищу и воду, дыша наконец, мы не губим мельчайшие невидимые нам жизни? (А если бы мы их не губили, они бы погубили нас). Ведь на земле любая жизнь живет за счет другой — это закон Природы.

Разве не считается, что убийство одного ради спасения тысячи оправдано? Вспомните, что говорит Кришна, обращаясь к Арджуне: «Оставь эту недостойную слабость сердца и встань, о мучитель врагов… и если ты сам уничтожил их всех, то ты не убиваешь, ты еще (кармой) связан!» (Бхагавадгита).

Вот вторая заповедь — Сатьям.

Есть же «ложь во спасение». Если ложь может со­хранить жизнь, разве она не оправдана?

«Если ложь может спасти жизнь мудреца, то эта ложь и будет единственной правдой» (Свами Шивананда. Раджа-Йога). И так далее.

Абсолютное выполнение Астейи требует не просто не брать чужого и не копить богатств, но и не иметь ничего, кроме строго необходимого для существования.

Абсолютная Брахмачарья требует полного воздержа­ния и целомудрия, при которых просто прекратится че­ловеческий род.

Поэтому все эти правила, требования и заповеди — это Аксиомы и Идеи, которые должны войти в разум и в сердце, и вместе с тем — это Идеал, к которому нужно стремиться как только возможно.

Вторая ступень называется Нийяма, это устанавли­ваемый образ жизни и мировоззрение. Таких установок тоже пять.

1) Сауча — физическое и духовное очищение.

2) Сантоса — удовлетворенность тем, что имеется.

«Высшее счастье достигается через удовлетворен­ность» (Патанджали. Йога-Сутра).

«Король, если он имеет много, но желает большего, считается нищим. Если нищий удовлетворен тем, что он имеет, он король в действительности» (Свами Шивананда. Раджа-Йога).

3) Тапас — сдерживание своих желаний и чувств и ас­кетизм во имя достижения цели, а также физическая и духовная чистота.

4) Свадхьяйя — изучение священных, основополагаю­щих писаний и трудов.

5) Ишвара-Пранидхана — почитание Бога и посвящение Ему всех своих помыслов и дел.

Третья ступень — Асана. Это специальные физи­ческие упражнения, как правило в виде статических поз, которые оказывают мощное комплексное воздействие на все органы и системы человека и обеспечивают, таким образом, физическое и духовное здоровье.

Четвертая ступень — Пранаяма, представляет со­бой фактически науку о дыхании; она включает в себя контроль за дыханием и управление с помощью его Универсальной Энергией — Праной, поступающей из воздуха.

Пятая ступень — Пратьяхара; это управление орга­нами чувств и отвлечение их от мешающих воздействий внешнего мира.

Шестая ступень — Дхарана; это концентрация мысли.

Седьмая ступень — Дхьяна — созерцание и меди­тация.

Восьмая ступень — Самадхи — сверхсознание, озаре­ние, экстаз. Это состояние полного освобождения от оков сознания и внешнего мира (Кайвалья), и это Высшая конечная цель Йоги — соединение отдельного с Единым.

Это важное отступление от конкретной темы сделано для того, чтобы показать, что в системе Йога каждый стремящийся может найти для себя все, что ему нужно для физического и духовного продвижения.

Возникает естественный вопрос: можно ли при­нять Йогу как общий и единственный путь для дости­жения тех целей, которые поставлены здесь? По целому ряду причин, ответ на этот вопрос будет пока отрица­тельным.

Во-первых, Йога за свою многовековую историю сде­лалась чрезвычайно разветвленной, разноплановой и многоликой, а иногда и противоречивой; она непроста для понимания и практикования даже в Индии, не говоря о Западе, где даже для такого понимания еще очень далеко.

Во-вторых, Йога зародилась и развивалась в опреде­ленную историческую эпоху, в условиях, включающих мировоззрение и образ жизни людей, религию, традиции, географические и климатические условия и другое, и переносить ее механически, без трансформации в иные условия не всегда целесообразно.

В-третьих, Йога вовсе не претендует на исключитель­ность и абсолютность; многое в ней для нас и не нужно, а многого того, что нам нужно, в ней нет.

И последнее, всегда желательно, а иногда и просто необходимо практиковать Йогу под наблюдением и ру­ководством опытного учителя (Гуру), в определенной обстановке (Ашрам), но такие условия могут быть далеко не везде и далеко не всегда.

Несмотря на свои возможности и значение, Йога пока еще не завоевала мир, ее последователи сравнительно немногочисленны, а ее популяризация и изучение явно недостаточны; оттого и «званных мало, а тем более и избранных».