Деньги

Роль денег в воспитании ребёнка

Одно несомненно: не надо быть вундеркиндом, чтобы уло­вить связь, какая существует между деньгами и удовлетворением наших желаний.

Дети делают это открытие прежде, чем дорастают до школьного возраста, раньше даже, чем начинают считать до десяти. И не приходится этому удивляться: все мы нередко говорим о деньгах в их присутствии, причем гораздо чаще, чем нам это ка­жется.

Кроме того, дети замечают, что вещи, приобретае­мые в магазинах, мы оплачиваем, а не просто берем и уносим домой. Мы отдаем продавцу деньги взамен поку­пок. Таким образом, неизменное «Хочу!», которое мы слы­шим от 2-3-х летних детей, превращается в «Купи!» у 4-5-летних.

Обычно родители не знают, как при таких просьбах поступить. С одной стороны, они не хотят ли­шать ребенка чего-то нужного, а с другой, не хотят и ба­ловать. Они стараются проявить родительскую любовь и заботу, но желают, чтобы у детей при этом развивалось чувство ответственности.

К вполне естественным трудностям этой проблемы до­бавляется неверное отношение некоторых родителей к деньгам. Считая, что «деньги нужно сначала заработать, прежде чем тратить», что «сэкономленный рубль — это заработанный рубль», в минуты особого великодушия они заявляют, что жизнь слишком коротка, чтобы ли­шать себя или близких каких-то небольших радостей.

Последовательностью такое экономическое поведение ни­как не отличается… И поэтому родителям трудно не толь­ко предложить некое решение проблемы в глазах ребен­ка, но и самим придерживаться какой-то определенной линии поведения.

Мы теряемся в целом море вопросов: «Как поста­вить пределы требованиям нашего ребенка?», «Как ве­сти себя, когда он что-нибудь просит купить?», «Нуж­но ли давать ему деньги, нечто вроде стипендий?», «С ка­кого возраста снабжать ребенка деньгами?», «Сколько их давать?», «Как воспитать в нем бережливость?» и так далее.

Конечно, здравый смысл подсказывает нам разум­ные ответы, и все же еще не было случая, чтобы зани­маемая в этом вопросе позиция принесла ощутимые ре­зультаты и ребенок научился бы обращаться с деньгами разумно и ответственно. Но, одно дело — написать целый ряд указаний, таких убедительных на бумаге, и совсем другое — осуществ­лять их на практике.

Я знаю немало людей, которые, став взрослыми, придерживаются совсем не тех взглядов, что пытались им привить родители в детстве. Борис К., на­пример, имел все, что только может пожелать ребенок, у него всегда было много денег, и он легко тратил их на иг­рушки, про которые тут же забывал. Несмотря на это, он сделался человеком солидным, честным и ответственным, как сберегательная касса.

Напротив, Роберт Р., которого баловали меньше, уже взрослым сохранил детское легко­мыслие и при этом был жадным, эгоистичным, вечно нуждался в деньгах. Даже те дети, которые были воспитаны в соответствии с самыми разумными правилами экономии: одни из них выросли серьезными и солидными людьми, другие, напротив, не умели распоряжаться собственными финансами.

Иными словами, дети могут расти в одинако­вых условиях, но со временем будут сильно отличаться друг от друга в своем отношении к деньгам. Один может прочно стоять на ногах даже при совсем незначительных средствах, потому что умеет распоряжаться ими, а дру­гой вечно будет находиться на краю банкротства, хотя и зарабатывает в десять раз больше.

Причина этого кроется в том, что искусство поль­зования деньгами отражает наше умение контроли­ровать свои желания. Чем меньше мы разбираемся в себе и понимаем свои хотения, тем меньше мы можем управ­лять ими, а значит, и своими деньгами, которые необхо­димы для их удовлетворения.

Сама по себе экономия или трата денег не имеет ни­какого значения, если остаются неудовлетворенными самые необходимые нужды. Жадный человек лишает се­бя удовольствия сегодня, а транжира — завтра. Деньги лишь способ для удовлетворения желаний, а раз так, нужно, чтобы тот, кто их тратит, имел голову на плечах. Вот и всё!

Наш сын, например, в какой-то момент может безум­но захотеть, чтобы мы купили ему игрушечный подъем­ный кран. И мы понимаем, что ему хочется поиграть с ним. Но вот кран куплен и почти тотчас перестает интере­совать ребенка. В чем дело? Мы часто не замечаем того, что привлекательность игрушки сама по себе никогда не бывает подлинной и главной причиной желания ребенка иметь ее. Привлекательная игрушка оборачивается для него символом нашей любви и его способности уговорить нас.

Таким образом ребенок ставит нас, взрослых, в по­ложение, когда наша доброта и наша любовь должны быть куплены. Хотя в другой ситуации эти же самые до­бродетели могут быть выражены без всякого употребле­ния денег. Иными словами, мы сами учим ребенка использовать деньги для удовлетворения тех желаний, ка­кие по существу не имеют ничего общего с приобретае­мыми вещами.

Взрослый человек, например, доволен своим автомо­билем, но тот уже утратил свой первоначальный при­влекательный вид, а тут появляется новая модель, более современная, с более мощным мотором. Человек заинте­ресовывается, даже если и не до конца понимает ее тех­нические преимущества.

Единственное, что ему действи­тельно важно, — это мощность мотора, его сила, то есть то, что ему самому хотелось бы иметь прежде всего в жизни. Но силы у него маловато, и он переносит это свое желание на автомобиль, то есть покупает то, чем сам лично не обладает.

Приведем еще несколько примеров. Женщины покупают новые шляпки не всегда лишь для того, чтобы быть элеган­тными, но и для того, чтобы доставить себе удовольствие и приобрести уверенность в себе. Бывают люди, которые дела­ют покупки не по карману или в кредит. Само по себе это еще не предосудительно, но очень часто за подобными по­ступками кроется нечто совсем иное. Эти люди опасаются, что их будут осуждать окружающие, они страдают комплек­сом вины из-за того, что у них слишком много желаний.

Заболевший человек тратит, как правило, больше де­нег — жизнь обходится ему дороже, чем обычно. Точно так же дороже обходится она и тому, кто не умеет разоб­раться в себе, и дешевле для того, кто осознает себя.

Экономическая ответственность означает не обожествле­ние денег, но психологическую зрелость личности. Вот по­чему надо научить детей правильно использовать деньги. И относиться к этой проблеме следует серьезно, как и ко множеству других вопросов, связанных с развитием ре­бенка.

Можно по-разному отвечать на бесчисленные во­просы по поводу денег, но самое важное — сконцентриро­вать наши усилия на развитии психологической зрелости ребенка. Дадим ему поэтому время самому оценить свои бесчисленные желания и возможность удовлетворения самых здоровых и необходимых из них.

Если попадем в «яблочко» как с точки зрения психологической, так и с материальной, жизнь будет обходиться ему дешевле. А взрослый, уравновешенный человек способен во многом отказать себе, умеет отложить свои желания на какой-то срок, пойти на компромиссы и чувствовать себя при этом абсолютно довольным жизнью.