Скука

СкукаСкука — это состояние по своим внешним проявле­ниям схоже с состоянием монотонии, но значительно более сложной природы.

Монотония — это в основе своей биологизированное состояние, оно результат вре­менного воздействия внешних однообразных условий. Внутренняя же психическая деятельность при этом может быть достаточно интенсивной, жизненные уста­новки — весьма активными, да и сама монотонная деятельность может быть наполнена большим смыслом.

Скука же, наоборот, появляется там, где теряется смысл в работе или еще шире, — в жизни.

Австрийский психиатр и психолог В. Франкл состояние, характери­зующееся дефицитом смысла в определенном периоде жизнедеятельности человека, назвал экзистенциальным вакуумом (экзистенция — смысл). Он считал, что это явление в наши дни стало широко распространяться по целому ряду причин.

Причины скуки

Еще в начале своей истории человек потерял неко­торые из основных своих инстинктов, в первую оче­редь те из них, что определяли поведение, регламен­тировали жизнедеятельность. Но этим дело не ограничилось. В последующем развитии человек претерпел вторую потерю: одна за другой рушились и исчезали традиции, которые представляли основу для формиро­вания жизненных установок и определяли его поведе­ние в повседневной жизни. Особенно это стало замет­но в эпоху индустриализации, проявившись в полную силу в период научно-технической революции.

В настоящее время значительная часть людей с трудом себе представляет истоки многих обычаев и традиций. Попробуйте ответить, например, на вопрос о корнях традиции празднования дня рождения. В ре­зультате постепенно складывается такое положение, когда, считает Франкл, никакой инстинкт не подсказы­вает человеку, что он «вынужден» делать, никакая традиция не говорит ему, что он должен делать, вскоре он уже просто не знает, что он хочет делать.

Посте­пенно утрачиваются осмысленность жизни, ее широкий социально-исторический контекст. Жизненный смысл, а вслед за ним и тонус становятся тусклыми, недо­проявленными, плоскими. Без ощущения связи с прош­лым теряется ощущение глубины и наполненности су­ществования, пропадают, размываются опоры и цели жизни. Не считать же достижение личного материаль­ного, вещного достатка главной целью и смыслом деятельности человека.

Проблема скуки по мере роста материального благосостояния становилась все более актуальной. Особенно это характерно для развитых стран Запада. Обостряло проблему все заметнее сокра­щающееся трудовое время, интенсификация и узкая специализация производства. Большинство людей в этих условиях не знает, что же делать со своим досугом.

Тягостное состояние безделья и бессмысленного отды­ха оказалось настолько действенным и распростра­ненным, что зарубежные психиатры даже выделили новую форму провоцируемого им заболевания, полу­чившего название «воскресного невроза», которое ха­рактеризуется резким ухудшением настроения и само­чувствии человека в свободные от работы дни.

Ощущение своей одномерности, загнанности в узкие рамки прагматически организованного общества по­требления чревато для человека серьезными вывихами социального поведения и жизнедеятельности, сдвига­ми в его установках, разладом в психической орга­низации.

В первую очередь страдает от этих явлений молодежь, расходующая свое жизненное время на поис­ки эрзаца, заменителей подлинных человеческих цен­ностей и увлечений. Именно с бессмысленным досугом связан рост алкоголизма, юношеской преступности, сек­суальных извращений во всем мире. Заполнение «экзи­стенциального вакуума» принимает все более жестокие формы, когда жертвами насилий, убийств стано­вятся случайные люди.

Проблема скуки очень важна и для пожилых людей так как им еще труднее бывает наполнить смыслом тот избыток времени, который образуется у многих после выхода на пенсию. Теряются живые связи с прежним трудовым коллективом, задававшим во мно­гом темп и цели, смыслообразующую основу жизне­деятельности. Заполнить образовавшийся психологиче­ский вакуум, поменять жизненные ориентиры в пен­сионном возрасте сложно было всегда, тем более это трудно сделать в наше излишне рационализированное время.

На скуку как на довольно распространенное со­стояние современного человека давно обратили вни­мание философы и писатели, осмысливающие челове­ческое существование. Так, например, М. Хайдеггер упоминает о скуке, заставляющей банального чело­века вести поиск, как бы ему «обезличиться и забыть­ся»

А. Камю характеризует скуку как довлеющую над человеком повседневную рутину. «Подъем, трам­вай, четыре часа в конторе или на заводе, обед, трамвай, четыре часа работы, ужин, сон, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, все в том же ритме — вот путь, по которому легко идти день за днем. Но однажды встает вопрос «зачем?».

Все начинается с этой окрашенной недоумением скуки. Скука является результатом машинальной жизни…» Однако скука может оказывать и полезное действие — «приводить в движение сознание» для рефлексивных процессов, посредством которых производится оценка сложившихся обстоятельств, дается начальный толчок для поиска путей выхода из этого тягостного поло­жения.



Comments are closed.