Виды йоги

Виды йогиОсновых путей четыре:

Карма-Йога — путь бескорыстного служения, дея­тельности и труда без расчета на результат, но во имя Бога и на благо человечества. Это путь для простых энергичных и трудолюбивых последователей (крестьян, рабочих, ремесленников, мелких служащих).

«Только работа является вашей привилегией, никог­да не извлекайте пользу из этого. Никогда не позволяй­те себе иметь плоды от деятельности по вашему по­буждению. Никогда не прекращайте работать. Работайте ради всего святого, отказываясь от эгоистических жела­ний. Не подвергайтесь влиянию успеха или неудачи.

Такая уравновешенность называется йогой» (Бхагавад- гита).

Джнана-Йога — это путь через знание, получае­мое посредством изучения классических трудов, обуче­ния и интуитивного восприятия. Это путь интеллекту­альных, мыслящих последователей, философского или научного склада ума (интеллигенты, научные работники, студенты).

Бхакти-Йога — единение через поклонение Богу; по­стоянные поиски Его и пребывания с Ним. Это путь возвышенных, чувствующих натур, живущих не столько умом, сколько сердцем (верующие, служители культов, представители культуры и искусств).

И наконец, Раджа-Йога (Царственная Йога) — до­стижение цели через преобразование своего ума, осво­бождение его и осознания своего истинного «Я». Этот путь самый короткий и самый трудный; он требует хо­рошего физического здоровья, твердой воли, целеустрем­ленности и настойчивости.

Кроме этих основных направлений, сейчас часто встречаются в печати и популяризируются и другие, однако они, как правило, являются либо разновидностя­ми, либо составными частями указанных четырех.

Например, Лайя-Йога — путь к Богу через всеобъ­емлющую и безграничную любовь ко всему живому и ко всему сущему.

«Будьте центром, через который Божественная Без­граничная Сила Любви могла бы проявиться в матери­альном мире». «Только Безграничная Любовь ведет к Мировому Сознанию и к полному Служению: тела, ума и духа» (Свами Рамаянда. Лайя-Йога). По существу же эта Йога очень близка к Бхакти и к Раджа-Йоге.

Крийя-Йога, которая касается вопросов нравственной, моральной и физической гигиены, является фактически первой ступенью Раджа-Йоги.

Хатха-Йога, или Сильная Йога, имеет дело с физи­ческим телом, дыханием и управлением энергией — праной; ее непосредственная и основная задача — достиже­ние отличного здоровья, крепости и долголетия. Патанджали рассматривает эту Йогу как вторую, подготовительную ступень, входящую в Раджа-Йогу.

Можно упомянуть еще Мантра-Йогу, ее инструмен­ты — звуковые и мысленные вибрации (мантры), а также молитвы. Эта Йога также не имеет исключительного или самостоятельного значения и может быть отнесена к Раджа-Йоге.

Классическая Йога Патанджали фактически представ­ляет собой Раджа-Йогу; она состоит из восьми последо­вательных ступеней, которые должны быть пройдены одна за другой, как классы в школе. Эти ступени (классы) следующие: Йяма, Нийяма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи.



Comments are closed.