Лечебные игры

Лечебные игры

Дети не могут сами обратиться со своими психологичес­кими проблемами к врачу, как это делают взрослые. Они не приглашают психотерапевта (психиатра), когда им нужно обсудить некоторые разногласия с родителями, друзьями, вообще со всем миром. Тем более необходимо, чтобы врач смог разобраться в затруднениях, возникаю­щих у ребенка, не прибегая к беседе, разговору.

Да и после того, как проблема определена, врач не может адресоваться непосредственно к ребенку, предлагая ему какие-то методы для ее решения, — малыш просто не пой­мет его. Лечить — значит особыми путями добиваться перемены его желаний, мыслей, мотивов, тех или иных поступков, а не только самого поведения.

Лечебные игры — это прием, используемый в пси­хиатрии для диагностики и лечения психических рас­стройств у детей. Такие специальные игры дают де­тям возможность выразить себя во многих отношениях с гораздо большей искренностью и непосредственностью, чем в том случае, когда им задают какие-то прямые вопросы.

Пятилетний Илья, например, страдал от кошмаров во сне. На расспросы о них он отвечал неопределенно, с трудом. Не мог даже вспомнить содержание своих мучительных сновидений. О родителях же давал точные ответы, которые, однако, не послужили ключом для по­нимания, что он думает о себе и о них.

Тогда перед мальчиком расставили множество разных фигурок, изо­бражающих дома, мебель, полицейских, пожарных, роди­телей, детей, машины и так далее. Играя с этими фигур­ками, Илюша рассказал историю одной семьи, где был заведен железный порядок: все вещи в доме непременно должны были находиться на своих местах — ничто не могло быть сдвинуто оттуда, куда однажды заботливо поставлено.

Ребенок в этой семье вел себя хорошо. Но временами, когда никто не видел его, он без всякого по­вода швырял на пол настольную лампу, опрокидывал столы и стулья. Илья изображал мальчика как очень плохого и заверял, что сам никогда бы так не поступил. Когда Илья участвовал в этой игре в третий раз, аг­рессивность его маленького героя заметно возросла. Но в четвертый раз ущерб, нанесенный дому, оказался на­много меньше, и Илюша начал говорить о придуманном персонаже с большей свободой.

Он объяснил, что бро­сать на землю разные вещи плохо, но нехорошо также, если родители запрещают детям передвигать их. Он ска­зал, что мальчик рассердился, а когда сердишься, легко совершить то, чего не следует делать. «Нельзя делать плохо маме и папе», — с грустью закончил он.

Нетрудно понять, какую озлобленность вызывали в нем придирки родителей и как ему хотелось отплатить если не им самим, то хотя бы их вещам. Возникшее желание, в свою оче­редь, породило у него комплекс вины, причем настолько сильный, что ребенок неспособен вынести его. Пере­живания отразились в ночных кошмарных сновидениях.

Психолог упорно продолжал с мальчиком свои игры и смог с их помощью объяснить ему, что иногда сердить­ся на родителей вполне естественно, это не такое уж большое преступление, как тот думал. Малыш понял, что он не утратил раз и навсегда родительскую любовь из-за того, что плохо говорил о них или совершил какой-то проступок.

Вскоре Илья стал чувствовать себя гораз­до увереннее, а так как родители узнали, к чему привели их чрезмерные придирчивость и педантизм, то тоже из­менили свое поведение, и кошмары у мальчика прекра­тились. Иными словами, игра позволила психотерапев­ту оказать помощь семье.

Сначала он понял суть пробле­мы, потом помог мальчику освободиться от внутреннего напряжения, предложив спокойную игру на тему жизни в семье. Когда напряжение было снято, ребенок смог отнестись к мучившей его проблеме с большей беспри­страстностью, понял объяснения врача и сумел изменить свое поведение.

Психотерапевты и психиатры располагают различны­ми методиками лечебных игр, и врач, умея верно интер­претировать то, что ребенок выражает в них, способен помочь ему. Одним словом, лечебные игры — отличный способ диагностики и лечения психических расстройств у детей.