• Вс. Сен 20th, 2020

Будь здоров!

Если хочешь — будь здоров!

Холотропное дыхание

Холотропное дыханиеТермин «холотропный» происходит от греческих слов «цельный» и «движущийся в направлении к…» и означает «направленный на восстановление целостности».

Разработал этот вид дыхания Станислав Гроф со своей супругой Кристиной. Холотропная терапия наиболее быстро и эффективно устраняет кармические причины, клеточную память и отложения империла. Эта терапия включает управляемое дыхание, провоцирую­щую музыку направленную на работу с телом, и рисование мандал.

Подготовка к холотропной терапии

До начала проведения сеансов, новичка необходимо ознакомить с тем, что его может ожидать во время холотропного процесса. Это могут быть различные переживания (видения): процесс рождения-смерти, и всевозможные транс­персональные переживания — весь спектр не опишешь. Нужно разъяснить и подчеркнуть, что подобные переживания вполне нормальны.

Если не произвести такого ознакомления, не сделать соответствующих предупреждений, то возникающие переживания могут не только не принести желаемых резуль­татов, а оказаться препятствием, так как в нашей культуре существует сильное противодействие переживаниям подоб­ного рода.

Что касается методической стороны, то участников просят оставаться до конца сеанса в расслабленном положении, с закрытыми глазами, концентрируя внимание на эмоциональных и психосоматических процессах, возникающих от дыхания и музыки, подчиняясь им с полным доверием и без рассуждений.

Подготовка включает обсуждение правил предстоящей процедуры и принципов работы с телом, если таковые потребуются. Далее можно приступать к планированию сеанса.

Комната для его проведения должна быть достаточно изолированной от внешних воздействий и такой, в которой возможна полная свобода самовыражения (громкий шум и т. д.). На полу мягкое покрытие или матрацы. Необходимо иметь достаточное количество гигиенических пакетов для тех, кого может тошнить во время сеанса. Всем участникам рекомендуется удобная одежда. Следует снять с себя все, что может мешать дыханию и движению: очки, тяжелые серьги, браслеты, пояса, часы и т. д.

Сеанс терапии

Как и в ребефинге, до сеанса человеку разъясняется, что он должен принимать любые переживания с полным доверием и без каких-либо оценок: просто наблюдать пере­живания, регистрировать их и не удерживать — дать им уйти.

Сеанс холотропной терапии проводится следующим обра­зом: желательно начать сеанс с короткой медитации и pacслабления. Для этого выбирается положение лежа, руки ладонями вверх, а ноги слегка разведены. Человек принимает удобную позу, закрывает глаза и, концентрируя внимание на дыхании и физических ощу­щениях, начинает дышать несколько сильнее и чаще, чем в обычной жизни.

Далее концентрируете внимание на дыхании (вдох быстрый, выдох пассивный — воздух движется в области носа) и увеличиваете его частоту. После того как дыхательный ритм усилился, вы должны подчиниться музыке, дыхательному ритму и любому возникающему переживанию.

Через некоторое время после начала сеанса (длительность подобного сеанса у каждого человека строго индивидуальна), «наружу» начинают выплывать сильные эмоциональные переживания и появляется соответствующее им напря­жение.

По мере продолжения дыхания эмоциональное и физическое напряжения растут, достигают своей высшей точки до момента самопроизволь­ного расслабления и умиротворения, неожиданно ослабляются (разрешаются). После разрешения, дыхание становится замед­ленным (2—3 цикла в минуту). Следует полежать спокойно некоторое время, пока все не придет в норму. На этом сеанс оканчивается.

Физическое напря­жение наблюдается в местах расположения чакр и прояв­ляется в форме опоясывающих давлений, болей в голове, глазах, сдавливании горла, сжатии челюстей, тесноты в груди, сдавливания живота и нижней части тела. Кроме (того, попутно возникает напряжение в руках и ногах, в кистях и ступнях, шее, плечах, пояснице.

Воздействие дыхания можно дополнительно усиливать, используя специальную музыку (различные варианты риту­альной музыки разных стран мира), чтобы больше и каче­ственнее изменить состояние сознания. Групповая практика также способствует более мощному изменению сознания.

Гроф подчеркивает, что в идеальном варианте активное дыхание само по себе активизирует материал бессознатель­ного, способствует его высвобождению. (Под «бессознатель­ным» понимаются кармические отложения непосредственно в первичном сознании и менее глубокие — в полевой форме.) Но если сеанс заканчивается, а остаточные напряжения и неприятные эмоции сохраняются, он рекомендует применять особую работу с телом.

По мнению Грофа, нуждающегося в помощи человека необходимо побудить полностью подчиниться всем возника­ющим эмоциям, ощущениям и самопроизвольным движе­ниям тела (издаваемые звуки, гримасы, позы, движения), при этом не анализировать происходящего. Эмоциональный «мусор», сдержанный порыв к выполнению движения, неоформленная мысль оста­ются в полевой форме в виде энергетического следа («ра­ковины», завихрения). Дыхание активизирует весь этот ма­териал на естественный выход из тела.

В результате то, что вы думали сделать, но не сделали — выводится в виде движения; хотели сказать, но не сказали — выводится в виде возгласов; хотели выразить какой-то эмоцией, но подавили — выводится в виде гримасы или позы. Эта работа должна продолжаться до тех пор, пока всё, активизированное ды­ханием, не проявится в полной мере и не наступит полное расслабление тела.

Многие люди во время проведения дыхания «видят» цветные геометрические фигуры, «слышат» звенящие и гудящие звуки, появляются различные ощущения в различных частях тела, вкусы, запахи и т. д.

Очищение дыханием (пневмокатарсис)

Очень давно было известно, что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, можно оказывать влияние на состояние сознания. Глубокие изменения в сознании можно вызывать изменением частоты дыхания, замедлением и комбинацией этих приемов. Ритм дыхания также оказывает большое влияние на психику.

В результате экспериментов Гроф пришел к выводу, что наиболее эффективно учащение дыхания в сочетании с полной концентрацией сознания на теле и осознанием внутреннего процесса.

Гроф описывает два способа выхода эмоционального «мусора». Первый имеет форму катарсиса и отреагирования, которое заключается в подергивании, дрожании, покашливании, перехвате дыхания, рвотных позывах, вскрикивании и т. п., что означает усиление деятельности симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Второй заключается в том, что глубокие напряжения проявляются в виде длительных сокращений и затянувшихся спазмов. На поддержание такого мышечного напряжения организм затрачивает огромное количество собственной энергии и,; освобождаясь от напряжения, гораздо легче функционирует.

Типичный результат холотропного сеанса — глубокое эмоциональное освобождение и физическое расслабление.

Целительный потенциал музыки

Различные формы тукового воздействия использовались веками как мощное средство изменения сознания. Монотонная барабанная дробь и песнопения были основными инструментами шаманов в различных частях мира (здесь используются утомление слу­хового анализатора и последующее за этим торможение в коре головного мозга, что вызывает гипнотическое состояние). Различные барабанные ритмы, согласно лабораторным данным, сильно влияют на мозговую деятельность.

Во многих духовных традициях разработаны изощрен­ные приемы звукового воздействия, вызывающие не только состояние транса, но обладающие целенаправленным влиянием на его течение. Сюда прежде всего относятся тибет­ское многоголосое пение, священные песнопения различных суфийских орденов, древнее искусство Када-Йоги (способа единения через звук).

Давно известно о специфической связи между определенными звуковыми вибрациями и чак­рами. Систематически используя это знание, можно влиять на сознание в желаемом и предсказуемом направ­лении. Вот несколько примеров подобного использования музыки.

С. Гроф указывает, что хорошая музыка обладает осо­бой ценностью в необычных состояниях сознания. Она помо­гает обнаружить старые забытые эмоции и выразить их, усилить и углубить процесс, а также придает смысл пе­реживаемому, делает его более значимым. Продолжительный музыкальный «поток» создает несущую волну, которая помо­гает человеку двигаться сквозь трудности переживаемого опыта, преодолевать психологическую защиту, смиряться и освобождаться. Особым образом подобранная музыка спо­собствует активизации скрытой агрессии, физической боли, сексуальных или чувственных ощущений и т. п.

Чтобы использовать музыку в качестве ускорителя ак­тивизации эмоционального «мусора», необходимо научиться по-новому слушать ее и относиться к ней. В холотропной терапии очень важно полностью подчиниться музыкальному потоку, позволить ему резонировать во всем теле и отвечать на него в самопроизвольной манере. Это означает, дать волю всему, что возникает под действием музыки: крику, смеху, любым звукам, поднимающимся на поверхность, различным гримасам, верчению отдельными частями тела, вибрациям или изгибаниям всего тела и т. п.

При этом вы не должны делать попытку угадать композитора, оценить исполнение и т. д. Другими словами, слушая музыку, «уберите» аналитический ум. Ваше дело позволить музыке самопроизвольно действовать на психику и тело. И тогда музыка становится мощным инструментом воспроизведения и поддержания необычного состояния сознания. Комбинация музыки с дыханием приводит к взаимному обогащению этих приемов, способствует достижению воздействия удивительной силы.

Что касается подбора музыки, то выбор очень широк «от классической, рока до естественных звуков природы (шум ветра, голоса волков, пение птиц, звуки насекомых и т. д.). Отдавайте предпочтение музыке высокохудожественной, ма­лоизвестной, не имеющей конкретного содержания. Если это пение, то слова должны быть на незнакомом вам языке. Подбор музыки осуществляется в зависимости от того, какой эмоциональный «мусор» вы хотите активизировать и вывести.

На основании своего опыта, Гроф советует применять на первых сеансах музыкальные произведения «Время ветер» и фрагменты из «Альбома X» немецкого композиторе Клауса Шульца, «Шакти» Джона Маклафлина, «Остров мертвых» Рахманинова и суфийские записи под названием «Исламское мистическое братство».

Весьма эффективными для серединных сеансов холотропной терапии оказались следующие произведения: «Все люди — братья», «Таинственная гора», «И создал Бог больших китов» американского композитора  Э. Ованиесса; музыкальные отрывки из «Планет» композитора Хольста («Марс»), «Поэмы экстаза» А. Н. Скрябина, «Весны Священной» И. Ф. Стравинского, балета «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева («Монтекки и Капулетти», «Склеп Ромео и Джульетты»), Среди этнических образцов — «Балийиский гимн обезьян» и подлинные записи африканских тамтамов.

На последних сеансах холотропной терапии, когда их участники успокаиваются, выбор музыкальных произведений смещается в сторону плавных медитативных отрывков! «Гарольд в Италии» Г. Берлиоза; «Канон в Д» Пачелбелла; «Возрождение кельтской арфы» Э. Стивелла; «Внутри Тадж-Махала», «Внутри Великой пирамиды» П. Хорна; «Гобелены Биг Сура» Ч. Ллойда; американская суфийская музыка! «Хабиббийя»; музыку для флейты с нагорий Анд («Урубамба»), японская «Шакухачи»; музыка для дзен-медитаций и для йогических  медитаций Т. Скотта, тибетское многоголосое пение, различные индийские раги, бхаяны и киртаны (особенно песнопение «Ом Нама Шивайя») и другие записи группы Ганешпури, а также музыка С. Халперна, Дж. Келли, П. Винера и Б. Эно.

В самом начале музыка должна спро­воцировать и активизировать зажатый эмоциональный «мусор», в середине довести его до кульминации — выхода, а затем успокоить человека. Один сеанс холотропной терапии может продолжаться от 3 до 5 часов. Обычно между третьим и четвертым часом происходит «прорыв» зажатостей, что означает успешность сеанса и его завершение.

Направленная работа с телом

Этот последний компонент холотропной терапии используется только тогда, когда на последних стадиях сеанса (обычно через полтора-два часа) дыхание и музыка не приносят полного вы­хода эмоционального «мусора» и не вызывают расслаб­ления тела.

Основной принцип работы на этом заключительном этапе холотропных сеансов — сфокусировать внимание на физи­ческих дискомфортах, руководствуясь указаниями тела. Для этого рекомендуется усилить симптом. Например, напрячь мышцы шеи и принять положение, обостряющее боль в голове и шее; если обнаруживается блокировка в тазовой области, то следует приподнять таз и напрячь мышцы живота и ягодиц. Это напряжение рекомендуется поддерживать воз­можно дольше, не мешая другим частям тела проявить себя так, как им требуется в данной ситуации. Как только эмоциональный и физический дискомфорты исчезнут, че­ловек самопроизвольно расслабится и успокоится.

Рисование мандал

Во время сеанса холотропной терапии человеку предлагается набор цветных мелков или специальных карандашей и большой лист бумаги с нанесенным на нем контуром круга, который можно заполнять любым воз­можным способом. Это может быть простая комбинация цветов, абстрактный рисунок и т. п. Полученную таким образом мандалу используют как уникальное средство документирования необычных переживаний, помогающее их интеграции.

В дальнейшем можно работать с этой мандалой (смотреть на нее во время сеанса и входить в образ). Она будет катализатором процесса самоанализа. Гроф подчер­кивает, что многие люди, систематически рисовавшие мандалы, лучше понимали свои необычные переживания и успешно их интегрировали.

Противопоказания

Особую осторожность следует проявить при наличии болезней: сердца, особенно после кардиохирургии; церебральных кровоизлияний; злокачественной гипертонии; прогрессирующих атеросклерозов; артериальных аневризм; не вполне заживших хирургических ран. Противопоказанием сеансов холотропной терапии являются беременность, эпи­лепсия, обострение любой болезни, привычные вывихи и патологическая хрупкость костей.