Астения

АстенияАстения (греч. asthenos — слабый, бессильный) — относительно часто встречающееся состояние. Но, если все вышерассмотренные трудные состояния, в общем, бывают свойственны здоровому человеку и носят ситуативный характер, то астения — состояние по­граничного порядка и чаще всего связана с болезнью: предшествует ей, сопутствует или же оказывается в качестве остаточного процесса после заболевания, или так уж редко оно бывает и в виде самостоятельного процесса.

И еще одно отличие. Состояния, — с которыми мы только что познакомились, представляют собой эпизодические явления, астения же может длиться месяцы, иногда годы.

Признаки астении

Основные признаки астении проявляются как сла­бость в руках и ногах, чувство разбитости, физиче­ской опустошенности, «вялое недомогание», напоми­нающее после гриппозное состояние.

Период первона­чальной раздражительной слабости, вспыльчивости сменяется умственной ленью и полным равнодушием ко всему, что касается самого индивидуума. Астеник факт начала нового дня рассматривает как печальную необходимость. Слабость и сознание «отвратительной необходимости двигаться» возникает сразу же непо­средственно после пробуждения. Только к вечеру такой человек становится более оживленным и чувство бо­лезненной усталости, разбитости несколько уменьша­ется.

Любая активность у такого человека вызывает через какое-то время чувство «безмерной усталости» и «непонятной опустошенности». Астеническое самочувствие практически всегда оди­наково низкое: отдых и сон не приводят к ощущению восстановления сил, прилива энергии, к улучшению настроения. Поведение астеника, его движения, выра­жение лица носят на себе печать изможденности и бессилия.

Усталость для астеника является всепоглощающим ощущением. Она может локализоваться в голове, в позвоночнике, в руках или одновременно во всем теле, выражаясь зачастую в полной невозможности сделать сколько-нибудь значительные усилия. Тяжесть собст­венного тела воспринимается как непосильная ноша, даже голову держать на плечах бывает трудно.

Ощу­щение повышенной утомляемости, снижение физиче­ской и умственной работоспособности бывают иногда настолько выраженными, что какую-нибудь сравнитель­но легкую и несложную работу человеку приходится выполнять в несколько приемов, отдыхая каждые 10— 15 минут.

Астения, как трудное состояние, чаще всего бывает следствием эмоционального перенапряжения, связан­ного с какой-то трудной и ответственной деятельностью или пребыванием в условиях угрозы для жизни или здоровья. Известно, что вегетативные сдвиги, возни­кающие под влиянием эмоционально значимых ситуа­ций, бывают значительно более выраженными, чем при сильных физических перегрузках. Поэтому непремен­ные спутники астении — страх и тревога — не зря рас­цениваются как состояния максимального биологиче­ского напряжения, требующие высоких энергетических затрат.

Слишком частое или длительное пребывание человека в состоянии высокой от мобилизованности при­водит к чрезмерным энергетическим потерям со сторо­ны центральной нервной системы, ее хроническому истощению, потере стабилизирующих функций. Это и служит основной причиной снижения жизненного тону­са организма. То есть чрезмерное угнетение биоло­гической активности и адаптационных возможностей нервной системы вводит организм в особое, так назы­ваемое третье состояние, характеризующееся истоще­нием функциональных резервов.

Субъективно третье функциональное состояние проявляется через отрица­тельные эмоции и ощущения, основные среди них: чувство усталости, опустошенности. Чем неожиданнее для человека возникает чувство усталости и внут­реннего бессилия, тем интенсивнее выражены сопут­ствующие этому чувству боязнь и внутреннее беспо­койство. Естественно, что большую обеспокоенность в связи с ухудшением самочувствия и снижением рабо­тоспособности проявляют крепкие и самоуверенные люди, тогда как более слабые не считают такое состоя­ние достаточным поводом для тревоги, поскольку оно для них в какой-то мере привычно.

Тем не менее в обоих случаях нерациональная, избыточная затрата физических и интеллектуальных сил, принципиальная невозможность в таком состоянии решать какую-либо проблемную, творческую задачу приводят, как прави­ло, к неуспеху, неудачам в деятельности, на которые субъект реагирует возбуждением, беспокойством, по­пытками любыми средствами, перенапряжением, но достичь поставленной цели. Обостренная озабочен­ность, лихорадочные усилия приводят к еще большей функциональной дезорганизации и истощению.

Можно ли говорить о первичной функциональной неполно­ценности астеника? Нет. Но нервное, сочетающее аф­фективное напряжение с аффективной неуверенностью состояние, считал видный советский специалист по медицинской психологии В. И. Мясищев, тревожное отношение к задаче лишают его способности самооб­ладания, то есть рационального использования внеш­них и внутренних условий решения задачи.

Характерно, что выраженная астения, сопровож­дающаяся страхом и тревогой, как правило, со временем приводит к расстройству сна и тем самым вызывает еще больший рост аффективной напряженности и тре­воги, а следовательно, к прогрессирующему ухудше­нию состояния.

Таким образом, создается порочный, замкнутый круг, из которого иногда люди не могут найти выхода годами. Кроме того, существует особая группа людей, которых можно назвать «рожденными астениками». Они с ранней молодости почти постоянно чувствуют себя усталыми и раздраженными. Это люди, которых жизнь мучает, и потому они во многом оправданно считают ее трудной необходимостью. Можно сказать, что для них сама жизнь является травмой.

У таких людей часто встречается жестко закрепленное в пси­хике негативное эмоциональное отношение к окруже­нию, а нередко и к самим себе. Все воспринимаемое звучит для них тягостным минором, лучшим выходом представляется уход из реальной действительности, избавление от нее, с тем чтобы оказаться в ином, лучшем мире.

С психологической точки зрения такой настрой значительно снижает эффективность функцио­нирования нервной системы. Только активно интере­сующийся окружающей жизнью, положительно отно­сящийся к ней человек может оптимально вписаться в отношения с реальностью, какой бы суровой она подчас для него ни была. Поскольку реальность, ее явления не воспринимаются положительно — появля­ется спешка, стремление форсированно проскочить неинтересный отрезок действительности или же скука, когда это не удается.

Как при спешке, так и при скуке личность борется с актуальным временем, которое для нее неприятно и враждебно. Организм человека в этот период активирует вегетативную и эндокринную систе­мы к борьбе или к отступлению. Поэтому-то и нараста­ет со временем все большее чувство усталости, которое, в свою очередь, усиливает отрицательное отношение к окружающему.

Вкратце психофизиологическую схему образования астении можно представить следующим образом. Пред­варительно напомним, что нервная система человека исполняет управляющую функцию, то есть являясь «аппаратом власти» над миллиардами клеток, интег­рирует их активность, приспосабливая организм к ус­ловиям деятельной жизни. Нo для человека очень важно научиться отличать сигналы, несущие сущест­венную для него информацию, от второстепенных сиг­налов. И не только отличить, и все.

В детстве все нас интересует, все важно, все ра­дует. Но по мере развития человек становится все более «серьезным», а область «важного» для него «сужается», оставляя лишь то, что прямо или косвенно связано с сохранением собственной жизни, полнотой реализации себя, своих потенций. Так вот, у астеника как раз и снижена в той или иной степени способность его психики отделять главное от второстепенного.

Поэтому как значимая информация, так и сопутствую­щие ей шумы, проникая в сознание, разделяются с трудом, рассеивают внимание такого человека. Он не может сосредоточиться на чем-то одном. Выработка принимаемых решений протекает чрезвычайно трудно и болезненно, требует предельной мобилизации сил. Поэтому у него и появляется представление о жизни как о хаосе, в котором так много «сваливается на голову» трудноразрешимых задач, что их невозможно выполнить в отводимые сроки. Таким образом, психогенная в своей основе природа астении как трудного состояния несомненна.

Способы борьбы с астенией

Задача снижения астенических явлений долж­на решаться посредством всемерной стимуляции поло­жительных эмоций, на фоне которых значительно труд­нее пробиться симптомам астении. Опыт практиков психотерапии, научные исследования свидетельствуют, что многие проявления астении могут быть купированы в порядке автокоммуникаций, посредством правильной организации взаимодействия человека с самим собой, как через внутренние, так и через внешние воздей­ствия.

Астенические нарушения часто нуждаются не столько в медицинском вмешательстве и в лекарствен­ном лечении, сколько в надлежащей власти над собой. Пожалуй, как никто другой астеник должен заботиться о повседневной организации для себя «маленьких ра­достей и в быту, и на работе. Пусть эти радости будут самодеятельными, искусственно организован­ными (редкая книга, просмотр кинофильма и т. п.). Главное, чтобы они украшали бытие, создавали поло­жительный эмоциональный фон, снижали тягостные проявления астении.

Приемы само-поддержания, само-развлечения должны органически входить в жизнь человека в виде средства психологии активности. Но прежде всего труд, творческие задачи — художествен­ные, литературные, технические — всегда были и будут сильнейшим стимулом, доминантой, удерживающей че­ловека «на плаву», позволяющей достойно встречать жизненные невзгоды. Именно организация доминанты в этих областях может помочь человеку восстановить, укрепить одну из важнейших психических функций — способность верно ориентироваться, отделяя главное от второстепенного.

Прежде всего, таковым выбором должно стать для человека осознание простого факта, что жизнь не без­облачное счастье, не прогулка или игра. Необходимо ощутить, что в тех трудных обстоятельствах, которые «накатывает» на человека судьба, следует «пользо­ваться, — говоря словами французского философа Ламстри, — насколько это возможно, всеми силами разу­ма, чтобы нести свое бремя». А для этого человек должен ясно представлять себе свое место в жизни, периодически отдавая полный отчет самому себе о себе самом.

Без формирования такой критикорефлексивной способности невозможно избежать трудных состояний того или иного типа. Жизнь всегда требо­вала от человека мужества. Настоящее время не исклю­чение — оно требует от человека прежде всего мужест­венного отношения к себе.

Одному бывает достаточно лишь осознать свой главный недостаток, чтобы научить­ся находить нетривиальные пути его преодоления. Другой, прекрасно все осознавая, стремится такого рода заботы на какое-то время отложить, но этот «вы­ход» чаще всего оказывается вполне возможным, так как тупиковые проблемы накапливаются постепенно, годами. Третьи пытаются переложить решение на дру­зей и близких и т. п. И все же рано или поздно практически перед каждым эти проблемы встают и каждому их приходится решать.

Методика психотера­пии может подсказать только форму и наиболее опти­мальные условия, способствующие принятию эффектив­ного решения. В нашем случае астенику важно, напри­мер, взять за правило: принятие собственных решений следует относить к вечернему времени, когда тонус организма и общая работоспособность бывают наибо­лее высокими. Здесь поговорка «утро вечера мудренее» не совсем верна. У астеника «мудренее-то» бывает вечер, когда организм выходит на оптимальный уро­вень жизнедеятельности, а эмоциональное состояние приобретает положительную окраску и устойчивость.

Немалое значение в устранении явлений астении имеют общегигиенические мероприятия, в частности восстановление нарушенного сна. Считается, что если человек спит недостаточно, то успех коррекции труд­ного состояния становится весьма проблематичным. Нормализации сна, как известно, способствует четкий режим дня и обязательная (независимо от погоды) прогулка вечером в один и тот же час.

Утренняя гим­настика, вначале хотя бы вполсилы, водные тонизирую­щие процедуры после упражнений, туризм и другие виды двигательных нагрузок, конечно же будут спо­собствовать полному избавлению от явлений астении. Ну и, конечно, труд, физический труд.



Comments are closed.