Астения (греч. asthenos — слабый, бессильный) — относительно часто встречающееся состояние. Но, если все вышерассмотренные трудные состояния, в общем, бывают свойственны здоровому человеку и носят ситуативный характер, то астения — состояние пограничного порядка и чаще всего связана с болезнью: предшествует ей, сопутствует или же оказывается в качестве остаточного процесса после заболевания, или так уж редко оно бывает и в виде самостоятельного процесса.
И еще одно отличие. Состояния, — с которыми мы только что познакомились, представляют собой эпизодические явления, астения же может длиться месяцы, иногда годы.
Признаки астении
Основные признаки астении проявляются как слабость в руках и ногах, чувство разбитости, физической опустошенности, «вялое недомогание», напоминающее после гриппозное состояние.
Период первоначальной раздражительной слабости, вспыльчивости сменяется умственной ленью и полным равнодушием ко всему, что касается самого индивидуума. Астеник факт начала нового дня рассматривает как печальную необходимость. Слабость и сознание «отвратительной необходимости двигаться» возникает сразу же непосредственно после пробуждения. Только к вечеру такой человек становится более оживленным и чувство болезненной усталости, разбитости несколько уменьшается.
Любая активность у такого человека вызывает через какое-то время чувство «безмерной усталости» и «непонятной опустошенности». Астеническое самочувствие практически всегда одинаково низкое: отдых и сон не приводят к ощущению восстановления сил, прилива энергии, к улучшению настроения. Поведение астеника, его движения, выражение лица носят на себе печать изможденности и бессилия.
Усталость для астеника является всепоглощающим ощущением. Она может локализоваться в голове, в позвоночнике, в руках или одновременно во всем теле, выражаясь зачастую в полной невозможности сделать сколько-нибудь значительные усилия. Тяжесть собственного тела воспринимается как непосильная ноша, даже голову держать на плечах бывает трудно.
Ощущение повышенной утомляемости, снижение физической и умственной работоспособности бывают иногда настолько выраженными, что какую-нибудь сравнительно легкую и несложную работу человеку приходится выполнять в несколько приемов, отдыхая каждые 10— 15 минут.
Астения, как трудное состояние, чаще всего бывает следствием эмоционального перенапряжения, связанного с какой-то трудной и ответственной деятельностью или пребыванием в условиях угрозы для жизни или здоровья. Известно, что вегетативные сдвиги, возникающие под влиянием эмоционально значимых ситуаций, бывают значительно более выраженными, чем при сильных физических перегрузках. Поэтому непременные спутники астении — страх и тревога — не зря расцениваются как состояния максимального биологического напряжения, требующие высоких энергетических затрат.
Слишком частое или длительное пребывание человека в состоянии высокой от мобилизованности приводит к чрезмерным энергетическим потерям со стороны центральной нервной системы, ее хроническому истощению, потере стабилизирующих функций. Это и служит основной причиной снижения жизненного тонуса организма. То есть чрезмерное угнетение биологической активности и адаптационных возможностей нервной системы вводит организм в особое, так называемое третье состояние, характеризующееся истощением функциональных резервов.
Субъективно третье функциональное состояние проявляется через отрицательные эмоции и ощущения, основные среди них: чувство усталости, опустошенности. Чем неожиданнее для человека возникает чувство усталости и внутреннего бессилия, тем интенсивнее выражены сопутствующие этому чувству боязнь и внутреннее беспокойство. Естественно, что большую обеспокоенность в связи с ухудшением самочувствия и снижением работоспособности проявляют крепкие и самоуверенные люди, тогда как более слабые не считают такое состояние достаточным поводом для тревоги, поскольку оно для них в какой-то мере привычно.
Тем не менее в обоих случаях нерациональная, избыточная затрата физических и интеллектуальных сил, принципиальная невозможность в таком состоянии решать какую-либо проблемную, творческую задачу приводят, как правило, к неуспеху, неудачам в деятельности, на которые субъект реагирует возбуждением, беспокойством, попытками любыми средствами, перенапряжением, но достичь поставленной цели. Обостренная озабоченность, лихорадочные усилия приводят к еще большей функциональной дезорганизации и истощению.
Можно ли говорить о первичной функциональной неполноценности астеника? Нет. Но нервное, сочетающее аффективное напряжение с аффективной неуверенностью состояние, считал видный советский специалист по медицинской психологии В. И. Мясищев, тревожное отношение к задаче лишают его способности самообладания, то есть рационального использования внешних и внутренних условий решения задачи.
Характерно, что выраженная астения, сопровождающаяся страхом и тревогой, как правило, со временем приводит к расстройству сна и тем самым вызывает еще больший рост аффективной напряженности и тревоги, а следовательно, к прогрессирующему ухудшению состояния.
Таким образом, создается порочный, замкнутый круг, из которого иногда люди не могут найти выхода годами. Кроме того, существует особая группа людей, которых можно назвать «рожденными астениками». Они с ранней молодости почти постоянно чувствуют себя усталыми и раздраженными. Это люди, которых жизнь мучает, и потому они во многом оправданно считают ее трудной необходимостью. Можно сказать, что для них сама жизнь является травмой.
У таких людей часто встречается жестко закрепленное в психике негативное эмоциональное отношение к окружению, а нередко и к самим себе. Все воспринимаемое звучит для них тягостным минором, лучшим выходом представляется уход из реальной действительности, избавление от нее, с тем чтобы оказаться в ином, лучшем мире.
С психологической точки зрения такой настрой значительно снижает эффективность функционирования нервной системы. Только активно интересующийся окружающей жизнью, положительно относящийся к ней человек может оптимально вписаться в отношения с реальностью, какой бы суровой она подчас для него ни была. Поскольку реальность, ее явления не воспринимаются положительно — появляется спешка, стремление форсированно проскочить неинтересный отрезок действительности или же скука, когда это не удается.
Как при спешке, так и при скуке личность борется с актуальным временем, которое для нее неприятно и враждебно. Организм человека в этот период активирует вегетативную и эндокринную системы к борьбе или к отступлению. Поэтому-то и нарастает со временем все большее чувство усталости, которое, в свою очередь, усиливает отрицательное отношение к окружающему.
Вкратце психофизиологическую схему образования астении можно представить следующим образом. Предварительно напомним, что нервная система человека исполняет управляющую функцию, то есть являясь «аппаратом власти» над миллиардами клеток, интегрирует их активность, приспосабливая организм к условиям деятельной жизни. Нo для человека очень важно научиться отличать сигналы, несущие существенную для него информацию, от второстепенных сигналов. И не только отличить, и все.
В детстве все нас интересует, все важно, все радует. Но по мере развития человек становится все более «серьезным», а область «важного» для него «сужается», оставляя лишь то, что прямо или косвенно связано с сохранением собственной жизни, полнотой реализации себя, своих потенций. Так вот, у астеника как раз и снижена в той или иной степени способность его психики отделять главное от второстепенного.
Поэтому как значимая информация, так и сопутствующие ей шумы, проникая в сознание, разделяются с трудом, рассеивают внимание такого человека. Он не может сосредоточиться на чем-то одном. Выработка принимаемых решений протекает чрезвычайно трудно и болезненно, требует предельной мобилизации сил. Поэтому у него и появляется представление о жизни как о хаосе, в котором так много «сваливается на голову» трудноразрешимых задач, что их невозможно выполнить в отводимые сроки. Таким образом, психогенная в своей основе природа астении как трудного состояния несомненна.
Способы борьбы с астенией
Задача снижения астенических явлений должна решаться посредством всемерной стимуляции положительных эмоций, на фоне которых значительно труднее пробиться симптомам астении. Опыт практиков психотерапии, научные исследования свидетельствуют, что многие проявления астении могут быть купированы в порядке автокоммуникаций, посредством правильной организации взаимодействия человека с самим собой, как через внутренние, так и через внешние воздействия.
Астенические нарушения часто нуждаются не столько в медицинском вмешательстве и в лекарственном лечении, сколько в надлежащей власти над собой. Пожалуй, как никто другой астеник должен заботиться о повседневной организации для себя «маленьких радостей и в быту, и на работе. Пусть эти радости будут самодеятельными, искусственно организованными (редкая книга, просмотр кинофильма и т. п.). Главное, чтобы они украшали бытие, создавали положительный эмоциональный фон, снижали тягостные проявления астении.
Приемы само-поддержания, само-развлечения должны органически входить в жизнь человека в виде средства психологии активности. Но прежде всего труд, творческие задачи — художественные, литературные, технические — всегда были и будут сильнейшим стимулом, доминантой, удерживающей человека «на плаву», позволяющей достойно встречать жизненные невзгоды. Именно организация доминанты в этих областях может помочь человеку восстановить, укрепить одну из важнейших психических функций — способность верно ориентироваться, отделяя главное от второстепенного.
Прежде всего, таковым выбором должно стать для человека осознание простого факта, что жизнь не безоблачное счастье, не прогулка или игра. Необходимо ощутить, что в тех трудных обстоятельствах, которые «накатывает» на человека судьба, следует «пользоваться, — говоря словами французского философа Ламстри, — насколько это возможно, всеми силами разума, чтобы нести свое бремя». А для этого человек должен ясно представлять себе свое место в жизни, периодически отдавая полный отчет самому себе о себе самом.
Без формирования такой критикорефлексивной способности невозможно избежать трудных состояний того или иного типа. Жизнь всегда требовала от человека мужества. Настоящее время не исключение — оно требует от человека прежде всего мужественного отношения к себе.
Одному бывает достаточно лишь осознать свой главный недостаток, чтобы научиться находить нетривиальные пути его преодоления. Другой, прекрасно все осознавая, стремится такого рода заботы на какое-то время отложить, но этот «выход» чаще всего оказывается вполне возможным, так как тупиковые проблемы накапливаются постепенно, годами. Третьи пытаются переложить решение на друзей и близких и т. п. И все же рано или поздно практически перед каждым эти проблемы встают и каждому их приходится решать.
Методика психотерапии может подсказать только форму и наиболее оптимальные условия, способствующие принятию эффективного решения. В нашем случае астенику важно, например, взять за правило: принятие собственных решений следует относить к вечернему времени, когда тонус организма и общая работоспособность бывают наиболее высокими. Здесь поговорка «утро вечера мудренее» не совсем верна. У астеника «мудренее-то» бывает вечер, когда организм выходит на оптимальный уровень жизнедеятельности, а эмоциональное состояние приобретает положительную окраску и устойчивость.
Немалое значение в устранении явлений астении имеют общегигиенические мероприятия, в частности восстановление нарушенного сна. Считается, что если человек спит недостаточно, то успех коррекции трудного состояния становится весьма проблематичным. Нормализации сна, как известно, способствует четкий режим дня и обязательная (независимо от погоды) прогулка вечером в один и тот же час.
Утренняя гимнастика, вначале хотя бы вполсилы, водные тонизирующие процедуры после упражнений, туризм и другие виды двигательных нагрузок, конечно же будут способствовать полному избавлению от явлений астении. Ну и, конечно, труд, физический труд.