Младший ребёнок

Младший ребёнок

В семействах, где растет несколько детей, родители обычно обращаются с младшим ребенком как с любимчиком семьи. Причем ласковость и нежность к нему проявляются не только на словах. Родные искренне могут СЧИТАТЬ его маленьким И ОБРАЩАТЬСЯ С НИМ как с младенцем долгое время, даже тогда, когда он перестает им быть.

Подобное отношение проявляется особенно часто, если по­следний ребенок появляется в семье спустя несколько лет после рождения предыдущего. Так бывает нередко. И не только родители балуют малыша, но и братья, не видящие в нем соперника именно потому, что он такой маленький.

Хотя ребенок и радуется вниманию и любви, которые окружают его, любая крайность здесь вызывает в нем желание зависеть от кого-нибудь.

Пока он маленький, он счастлив, но, как только немного взрослеет и ему прихо­дится самому сталкиваться с жизнью, он делается мни­тельным и беспокойным. Хотя его состояние станет за­метно только в школьном возрасте — или даже позд­нее, — очень возможно, что такой ребенок еще некоторое время будет нуждаться в постоянной поддержке.

Не так уж редки следы подобного инфантилизма и у взрослых людей, которые в полной мере оценивают все преиму­щества, какие дает им их ответственное положение, но все-таки чувствуют себя гораздо вольготнее, когда за них действуют или думают другие.

Проблема эта не такая уж серьезная, но требует некоторых усилий, чтобы умень­шить ее последствия. Прежде всего необходимо как можно чаще ободрять ребенка, особенно если он чем-то встревожен, например когда в первый раз идет в школу. Объясните ему, что и старшие братья в свое время тоже в первый раз отправлялись в первый класс.

Перед младшим ребенком нередко встают и иного ро­да психологические трудности. Если разница в возрасте между ним и старшими братьями достаточно велика, он окажется перед четырьмя или пятью «авторитетами», а не двумя. Это, конечно, может не только затянуть его детст­во, но и вызвать в нем чувства вражды и отчаяния.

Если до года он ненамного отстает от своих братьев, то, начав со­ревноваться с ними, когда у него нет особых талантов, он терпит поражение хотя бы потому, что младше и неопыт­нее. И тогда он по-прежнему будет стремиться сохранить привязанность к тому, чем он уже обладает, а не взрослеть.

Родители, разумеется, могут уменьшить трудности развития каждого из своих детей, старших и младших, проявив определенную гибкость в воспитании. Ведь невозможно обращаться со всеми детьми одинаково, не­смотря на советы окружающих. Ребята все разные, и мы по-разному реагируем на каждого из них. Мы любим ВСЕХ, и КРЕПКО ЛЮБИМ, но ПО-РАЗНОМУ.

Впро­чем, у нас нет альтернативы, и не надо думать, будто существует лишь один-единственный ответ на бесчислен­ные вопросы, какие встают перед нами. Вот пример, Дима, 4-летний мальчик, плачет из-за того, что ему не воз­вратили игрушку, которую он дал своему другу. Он уте­шится нашим проявлением любви, когда мы обнимем его, и он тут же заулыбается.

Но очевидно, что со стар­шей сестрой, 12-летней Лидией, нужно обращаться в по­добной ситуации по-иному. Словом, наше внимание и наша любовь к детям могут быть выражены тысячами способов. Ласковый жест или поцелуй в одном случае, терпеливое объяснение в другом — это лишь два разных способа разрешить ОДНУ И ТУ ЖЕ проблему.

Младший ребенок требует, конечно, гораздо больше ласки и заботы. Старшим детям мы уже не в состоянии уделить столько же внимания. Но тут можно и переста­раться. Лучше, если родители заботятся прежде всего о старших детях. Отец и мать не могут позволить се­бе не обращать на них внимания только потому, что те стали много времени проводить с друзьями вне дома.

При этом младший ребенок тоже не почувствует себя отвергнутым, так как ему будет уделено достаточно вни­мания, особенно в отсутствие старших детей. В таких случаях он неизбежно будет стараться занять их место в семейной иерархии, и побуждать его к этому станут не только родители, но и сами старшие братья.