Непосредственная мотивационная саморегуляция

Непосредственная мотивационная саморегуляцияНепосредственная мотивационная саморегуляция состоит в том, что личность прямо и осознанно подвергает пересмотру свою мотивационную систему, корректирует те установки и побуждения, которые не устраивают ее по какой-либо причине.

Существует целый ряд способов коррекции, формирования и за­крепления мотивации. Естествен и наиболее распрост­ранен прием использования логического мышления, прежде всего механизмов экстраполяции, для соответ­ствующей обработки выявленных показателей напря­женности в системе потребностей.

Соотнеся эти пока­затели с какими-то эталонами, человек может осознать истинное направление развития затрагивающих его событий, выбрать наиболее его устраивающие, отбро­сить бесперспективные варианты с точки зрения его мотивационных установок и перекрыть, наконец, впол­не осознанно и обоснованно формирование и разви­тие собственных конфликтогенных побуждений.

Разу­меется, стимулы к пересмотру собственных позиций рождаются и осознаются постепенно, по мере анализа самых различных факторов, обусловливающих жизне­деятельность, хотя нередко и создается впечатление, что возникают они внезапно, вдруг.

Рождение и осознание мотива еще не означает, что он будет обязательно реализован в действительности. Осуществлению новых намерений могут мешать многие обстоятельства: недостаточно развитые волевые каче­ства личности, жизненные обстоятельства и т. п. Здесь необходимы дополнительные внутренние усилия, мето­дические ухищрения, которые приводят к решению за­дачи способом замещающего действия, фантазии и т. п.

Имеется ряд психологических методов облегчаю­щих закрепление необходимой мотивации, принятие ее личностью. Например, можно использовать в повсед­невной жизни аутогенную тренировку. Впервые при­менил ее в целях закрепления мотивации немецкий врач X. Линдеман во время своего одиночного путе­шествия в обычной надувной лодке через Атлантиче­ский океан. Линдеман, описывая этот эксперимент, особо выделяет в нем роль психотренинга.

Так, уже на первом этапе, в процессе психологической подго­товки, им было выработано и закреплено в сознании само намерение (цель путешествия), выраженное эмо­циональной формулой: «И справлюсь!» Эта формула должна была стать для него не только смыслом жизни на время плавания, но и самой жизнью, содержанием личности, его вторым «Я». И действительно, уже че­рез три недели тренировок, внушения себе этой глав­ной установки сформировалась абсолютная уверен­ность, что возвращение из плавания будет благопо­лучным и успешным.

Аутогенная тренировка как метод саморегуляции позволяет дополнительно использовать в качестве кон­трольного приема своеобразный диалог с собой, по результатам которого можно судить о прочности за­крепления необходимого психического образования. 

Линдеман неоднократно спрашивал себя во время аутогенного погружения; я останусь в живых? «От­ветом было, — пишет он, — чувство безбрежной уве­ренности, некой космической безопасности, которое можно сравнить с непоколебимостью глубоко верую­щего человека. На свое рискованное предприятие я решился окончательно только после того, как уве­ренность в успехе захватила меня целиком, не остав­ляя ни тени сомнения. Я знал, что выдержу и оста­нусь жив».

Кроме того, что данный пример является яркой иллюстрацией возможностей правильно выбранной ме­тодики общения человека с собой, он свидетельствует еще и о том, что использование диалога внутри этой методики повышает эффективность субъективного контроля психологической готовности человека к пред­стоящей деятельности (спортивной, профессиональной и т. п.).

Последующая практика продемонстрирова­ла удивительную стойкость и действенность закреп­ленной таким способом мотивации, когда она проби­валась даже через галлюцинации, — факт, неизвест­ный тогда даже в психиатрии.

Аналогичным образом для коррекции собственной мотивации может быть использован самогипноз. Ха­рактерно, что авторы, работавшие в этом направлении саморегуляции, считают, что волевые процессы в дан­ном случае не привлекаются в качестве фактора саморегуляции, да в них, как оказалось, в таких случаях и нет необходимости.

Обосновать эти утверждения можно следующими положениями. Наша жизнедеятельность определяется процессами, которые можно подразделить на два вида.

Первый составляет сфера реальных воздействий внешних условий, которые определяют характер дея­тельности человека в данной конкретной среде, спе­цифику решаемых задач.

Второй вид процессов вызы­вается нашими внутренними потребностями, проявляю­щимися через соответствующие образы, представления, мысли, желания, мечты, грезы, сновидения. Последние и представляют собой сферу приложения самогипно­за.

Активизируя с помощью этого метода процессы воображения и представлений, можно создавать проч­ное отношение (собственные психологические установ­ки) к окружающей действительности, формировать лич­ные внутренние устремления, даже потребности, фикси­ровать их в желаемой системе ценностей, то есть основательно страховать себя от действий и поступ­ков, диктуемых импульсивными, недостаточно обду­манными побуждениями.

Но самогипноз — это не просто внушение себе определенного желания, мотива, установки. Это целая система общения с собой, состоящая из ряда стадий.

Исходная стадия«ревизия» своих мотивационных образований. На этом этапе самогипноза человек дол­жен мысленно выйти за свои пределы, посмотреть на себя со стороны и постараться увидеть свои же­лания, направление своих стремлений, оценить значи­мость и моральную высоту своих жизненных целей.

В ре­зультате критической оценки своих мотивационно-по­будительных позиций выявляются их слабые места, требующие усиления, видоизменения или даже замены. На этом этапе скорректированная система мотивов (если человек в этом действительно заинтересован) как бы обновляет внутренние установки личности, приобретает свою естественную смыслообразующую функцию.

Вторая стадияпредгипнотическая беседа с са­мим собой. В ходе этой беседы, непосредственно перед сеансом самогипнотической релаксации, вслух, осмысленно и внятно резюмируются результаты пере­смотра и переоценки своих мотивационных ценно­стей.

Понятно, что такого рода беседа должна прово­диться в совершенно спокойной обстановке, нетороп­ливо и основательно. Лучше всего проводить ее в затененной комнате в положении лежа, полностью рас­слабив мышцы и по возможности отрешившись от пов­седневных забот.

На данном этапе самому себе могут быть заданы различного рода уточняющие вопросы, на которые должны быть даны четкие, недвусмыслен­ные, откровенные ответы. В заключение формулируют­ся новые цели и задачи жизнедеятельности.

Стадия са­могипноза. Эта стадия общения с собой представля­ет в основном самовнушение новых мотивационных образований.Здесь важно, чтобы словесные внушения подкреплялись соответствующими чувственными об­разами, их живым и непосредственным пережива­нием.

Последняя стадия — стадия первоначальной реализации мотивов. Эта стадия включает в себя действия, соответствующие но­вым мотивационным образованиям.

Перечисленные элементы непосредственной мотива­ционной саморегуляции содержатся во многих лечеб­ных комплексах и, в частности, в так называемой поведенческой психотерапии. Они часто приме­няется для восстановления сниженных адаптационных возможностей личности при невротических нарушениях.

Большинство методов лечебной саморегуляции таких состояний кладут в основу различные способы прора­ботки мотивационной сферы человека, приемы вытес­нения этих переживаний и постепенное приучение к обстановке, которая их рождает. Некоторые психоте­рапевты предлагают обрывать тревожные мысли при­казом «стоп». Иногда бывает полезным сопровождать такой словесный приказ легким болевым раздражени­ем (слегка уколоть или ущипнуть себя и т. п.).

Очень интересен и достаточно прост метод оказания лечебного самовоздействия на мотивационную сферу посредством целенаправленного чтения литературы, так называемая библиотерапия. Чтение, помимо того, что доставляет необходимую информацию для корректиров­ки своего «Я», еще и отвлекает от тяжелых пережи­ваний.

Библиотерапия получила широкое распростра­нение в мировой медицинской практике. Меха­низм лечебного воздействия чтения заключается в том, что те или иные восприятия, связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, вызванные освое­нием содержания книги, восполняют недостаток соб­ственных образов и представлений, заменяют болезнен­ные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям.

Хорошая, глубокая книга может как ослаблять, так и усиливать воздействие на соб­ственные чувства, помогать установлению душевного равновесия. Библиотерапия отличается разнообразием, богатством средств воздействия, силой, длительностью, повторяемостью, интимностью впечатлений, возмож­ностью самого тонкого индивидуального их подбора.

Различают неспецифическую и специфическую биб­лиотерапию.

Первая предполагает стимуляцию неспеци­фических терапевтических процессов успокоения, удо­вольствия, уверенности, удовлетворения, высокой ак­тивности, общего развития личности.

Специфическая библиотерапия характеризуется направленностью на строго определенные психологические процессы (конт­роль, эмоциональную переработку, тренировку, разре­шение конфликта), на конкретные нарушении, лично­стные особенности, трудности. Этот вид библиотерапии чаще использует специально-научную медицинскую и психологическую литературу.

Очень близко к данному виду аутопсихотерапии примыкает так называемая имаготерапия как раздел игровой терапии. Суть ее состоит в том, что люди с художественным типом высшей нервной деятельно­сти при желании способны усваивать и воспроизводить некоторые черты героев художественных произ­ведений и тем самым укреплять свою психику.



Comments are closed.