Духовное восхождение

Духовное восхождениеОсновная цель разумной жизни заключается в том, чтобы постоянно развивать сознание и переводить (под­нимать) его на более высокий уровень (план) — к Душе.

Поверьте, что это действительно совсем не проще, чем карабкаться вверх по отвесным скалам, потому что тя­готение к низшему, физическому так же сильно, что и тяготение к земле.

Здесь опять трудно избежать сравнения. Как при подъеме на снежную вершину необходимы специальные средства, снаряжение и подготовка, так и для духовного продвижения вверх нужна предварительная подготовка и «снаряжение сознания».

Здесь мы вынуждены будем обратиться к высшим ступеням Раджа- Йоги.

Средства и методы Раджа-Йоги для продвижения вверх

Раджа-Йога — это достижение единения с Высшим через разум. Это подъем по четырем последовательным ступеням, которые называются: Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи.

Пратьяхара буквально означает «втягивание», «вби­рание» и вместе с тем «притяжение», «расширение», «вперед», отсюда и смысл: «подача мысли, чтобы ее отобрать». Эта первая, подготовительная ступень является, по-видимому, и самой трудоемкой, а цель ее — остановить поток мыслей и изолировать их от органов чувств.

Как улитка или черепаха втягивает части своего тела в панцирь от врага, так же и сознание должно убрать все свои мысли в глубину себя от внешних раздражителей, действующих через органы чувств.

В идеальном случае Пратьяхара приводит к полному бесчувствию, когда человек не ощущает своего тела, хо­лода и тепла, звуков и запахов, боли и желаний. Сознание при этом напоминает зеркальную гладь озера в полный штиль, когда мысли подобно ветру затихают.

Только после того, как сознание изолировано от внеш­них мешающих воздействий и полностью успокоилось, оно готово к дальнейшему духовному восхождению.

1. Для достижения состояния Пратьяхары существуют несколько практических способов. Одним из них является создание доминанты, которая подавляет в сознании все мысли и все ощущения. Когда эта доминанта усиливается и наступает запредельное торможение, она ослабевает, исчезает и приходит состояние Пратьяхары.

2. Другой спо­соб связан с техникой дыхания; при этом все внимание сосредоточивается на процессе дыхания, которое очень постепенно замедляется и становится поверхностным. Переход от вдоха к выдоху (и наоборот) стирается, и дыхание становится незаметным, как бы «останавлива­ется» («теряется»), что и приводит к желаемому состо­янию.

3. Еще один способ заключается в том, что мысленно или вслух, монотонно, медленно и ритмично повторяется мантра (АУМ), или выбранное слово (имя), или фраза. Все внимание направлено на то, чтобы слушать ее. В конце концов звучание преобразуется в сознании, транс­формируется и исчезает.

4. Метод мысленного представления напоминает методы самоконтроля, самовнушения и аутотренинга, которые хорошо известны на Западе. При этом также используется принцип «наблюдателя», но наблюдение производится за рождением, развитием и течением своих мыслей; вместе с тем число их постепенно ограничивается, и они «вы­тесняются» из сознания.

После того как сознание освобождено и очищено от гнета мыслей и внешних воздействий, можно переходить к следующей ступени Раджа-Йоги.

Дхарана — это концентрация (сосредоточение) мыс­ли на конкретном объекте или абстрактной идее; это «привязывание мысли». Если состояние Пратьяхары сравнивать со слабым, рассеянным светом, освещающим гладкую поверхность тихого озера, когда солнце уже зашло, но ночь не наступила, то Дхарана представится ярким, сфокусированным лучом фонаря, освещающим в ночи маленький кружок на этой поверхности так, что каждая песчинка на дне видна.

Дхарана — особая ступень Раджа-Йоги, потому что в концентрации заложена вся сила мысли и все ее возмож­ности; йоги это поняли давно и давно используют это.

Нужно еще и еще раз напомнить, что концентриро­ванная мысль — самый эффективный и самый мощный инструмент сознания; она способна творить и разру­шать, исцелять и убивать, привести к свету и ввергнуть во тьму.

Концентрация мысли необходима всегда: в обычной повседневной жизни, при чрезвычайных обстоятельствах и особенно при физическом и духовном совершенствова­нии. Поэтому способности к концентрации мысли необхо­димо постоянно развивать и регулярно практиковать спе­циальные упражнения.

Дхьяна — третья ступень Раджа-Йоги, это медита­ция, ее еще можно определить как созерцание, размыш­ление. Другими словами, это движение сконцентрирован­ной в Дхаране мысли в глубину сущности объекта или абстрактной идеи; это углубленное и непрерывное раз­мышление с целью познания истинной природы объекта.

Один из основоположников классической Йоги — Па­танджали так характеризует Дхьяну: «Растяжение, рас­ширение, направленное на одно место мышления». Фактически она представляет собой как бы продолжение и развитие предыдущей ступени, и на практике Дхарана часто непроизвольно и незаметно переходит в Дхьяну.

В чем же тогда их основное и наглядное отличие?

Если ранее мы сравнивали Пратьяхару со спокойным и тихим полумраком или рассеянным светом, а Дхарану — с концентрированным пятном света на объекте, то Дхьяну при этом можно представить как приближение к объекту и погружение в него. Отсюда следует и основная цель медитации — познание внутренней или истинной сущности объектов и явлений как бы через объединение и слияние с ними.

Самадхи — высшая, четвертая ступень Раджа-Йоги, это в приближенном определении можно выразить как озарение, просветление, сверхсознание, экстаз…; это вершина достижений и конец пути исканий. Здесь иска­тель наконец полностью освобождается от оков материи, от всех объектов окружающего мира (Кайвалья) и со­единяется с Высшим, Единым и Вечным.

Как же это происходит?

В состоянии глубокой медитации (Дхьяна), с помо­щью особой предварительной подготовки под руководст­вом Учителя происходит все более и более глубокое погружение в сущность объекта или образа. В этом со­стоянии сознание как бы «растворяется», «сливается» с объектом; для субъекта медитации перестает существовать сначала окружающий мир, затем он сам, затем объект медитации и наконец само его сознание. Все это сливается воедино, наступает состояние Самадхи.

Со стороны это выглядит как состояние глубокого транса с полной потерей чувствительности и ощущения реальности, но в то же время это не сон и не патоло­гическая потеря сознания.

Внутренние переживания и ощущения после выхода из Самадхи обычно не поддаются объяснению или опи­санию, так как это абсолютно не адекватно обычному состоянию; «все не то, не то, что было там и тогда». Однако вместе с тем общее, на чем сходятся все, это ощущение «ни с чем не сравнимого чувства Свободы, Знания, Красоты и Блаженства».

В свете высказанных ранее предположений все эти свидетельства очевидцев и исследователей приводят к очень интересному заключению, а именно: в состоянии Самадхи сознание переходит в более высокое измерение и соприкасается с частью многомерного реального Мира. В литературе имеется немного детальных описаний со­стояния Самадхи, но если внимательно изучить их, то можно прийти к этому же предположению.

Еще одним, косвенным, подтверждением этого яв­ляется тот факт, что многие йоги, испытав состояние Самадхи и побывав в этом Высшем Мире, уже не видят нужды возвращаться в наш низший трехмерный мир; тогда они просто усилием сознания останавливают процесс физической жизни, переходя в состояние Махасамадхи (Великая Самадхи), которое необратимо.

Можно сказать, что йоги принесли нам бесценный, но пока не понятый дар, открыв Великую тайну и показав на своем опыте, что человек еще при жизни может побывать в ином, Высшем и нематериальном Мире.

Вместе с тем нужно отметить, что состояние Са­мадхи, конечно, не является уникальным; все рели­гии мира и все эзотерические школы знакомы с этим состоянием и описывают его под различными на­званиями: «нирвана» у буддистов, «сатори» у дзэн-буддистов, «самореализация» у теософов и оккуль­тистов, «экстаз», «откровение», «обретение Духа» у христианских святых.

Для целей, ставящихся здесь, следует использовать только три первые ступени Раджа-Йоги, Самадхи же, как крайняя, особая ступень, небезопасна для здоровья и может практиковаться только в строго определенных целях, в особых условиях, под руководством опытного учителя (Гуру).

При всей своей детальности, последовательности и фундаментальности Раджа-Йога тем не менее не является для большинства европейцев и жителей Нового Света единственным или исключительным руководством на пути духовного продвижения, но с Йогой должен ознакомиться каждый, кто встал на этот путь, чтобы взять из нее то, что он сможет поднять и понести. Эти подходы не конкурируют между собой и тем более не конфликтуют, они просто дополняют друг друга. Мож­но попробовать и выбрать наиболее подходящие методики или же комбинировать их.



Comments are closed.