• Чт. Ноя 26th, 2020

Будь здоров!

Если хочешь — будь здоров!

Доминантные состояния

Доминантные состоянияДоминантные состояния — разновидность стрессовых состояний, в которых напряжённость сознательно или безотчётно бывает смещена в сферу внимания. Эти состояния по своему содержанию, характеру и длительности могут быть самыми разнообразными.

Виды доминант

Рабочая или трудовая доминанта — это одна из самых устойчивых и «здоровых» доминант, овладевающих психикой. В определённом смысле «держатель» человека в жизни, так как определяет его самочувствие, отношение к себе. В работе, процессе производства (товаров ли, знаний, ценностей и т. п.). Индивид утверждает себя как личность, реализует свои потенции, развивает задатки, «делает» себя, объективируя свои способности.

Познавательная доминанта — характерна для многих видов человеческой деятельности. Проявляется она в трех основных вариантах, к которым можно отнести иссле­дование предметного мира, учебную и научную до­минанты. Свое «лицо» имеют боевая (военная), спор­тивная, сценическая, писательская и многие другие доминанты.

Факторы доминантных состояний

Специфику доминантных психических состояний в наибольшей мере определяет господствующая мотива­ция реализующаяся в деятельности и отражающаяся в эмоциях человека.

Доминантные состояния могут относиться непо­средственно к конкретному периоду той деятельности, которую они обеспечивают, но могут быть и значительно сдвинуты в сторону ее предвосхищения (состояние ожидания, предстартовая реакция) или же реализо­ваться в виде реакции последействия на результа­ты промежуточные или конечные.

Наиболее стрессовыми являются ситуации, когда время реализации предстоящего события неизвестно(!). Тогда, чтобы отреагировать на него должным образом в начальный период, необходимо находиться в доста­точно собранном состоянии ка­кой-то промежуток времени.

Такого рода доминантное состояние получило название состояния бдитель­ности. Как видим, сам термин подсказывает, что это состояние связано с активизацией функций наблюде­ния за значимыми сигналами, с готовностью адекватно реагировать на них. Распространенным видом доми­нантного состояния является ожидание тех или иных значительных событий.

Симптомы доминантных состояний

Внешние и внутренние проявления состояний ожи­дания в значительной мере зависят от индивидуаль­ной реактивности человека, специфики его психоре­гуляторных механизмов защиты.

Пассивное ожидание психологически воспринима­ется большинством людей как активное предвосхи­щение будущего столкновения с напряженной ситуа­цией. В этот период не только сигнальные раздра­жители (соответствующие реально ожидаемым), но и их подобия вызывают резкие изменения в состоя­нии организма. Показатели электроэнцефалограммы, электрокардиограммы, внешние проявления свидетель­ствуют о вегетативных сдвигах в организме.

Психическим выражением такого рода состояний является повышенная тревожность, неуверенность в себе. До­минантные психические состояния ожидания выра­жают физиологическую настройку организма, называ­емую в физиологии труда как «предрабочее», а в спортивной физиологии как «предстартовое» состо­яние.

Один из характерных для такого состояния при­знаков — мысленное проигрывание предстоящей дея­тельности с целью формирования ее более конкрет­ного образа, своеобразное психическое программиро­вание и моделирование оптимальных способов выпол­нения предстоящих действий. Физиологический смысл этого состояния заключается в том, чтобы создать наилучшие условия для последующей рабочей актив­ности.

Однако чрезмерно выраженное доминантное со­стояние в период ожидания самой деятельности может сыграть и отрицательную роль. Проиллюстрируем это трудное состояние примером из наиболее стрессо­вого вида деятельности человека — работы пилота. Особенно выпукло оно проявляется у молодых лет­чиков.

Так например, рассказывает о своем состоянии летчик, которому впервые предстояло участвовать в летно-тактических учениях: «После инструктажа я всю вторую половину дня размышлял над возможными ситуациями полета, чувствовал себя достаточно хо­рошо подготовленным и хотелось наилучшим образом выполнить задание. Ни о чем другом думать не мог. Вечером не было аппетита. Перед сном продолжал обдумывать детали предстоящего полета и долго не мог уснуть. Во сне продолжал «летать». Утром с не­удовольствием отметил, что нет привычного ощущения свежести после ночного сна. Не было и хорошо зна­комой собранности перед вылетом. В полете действо­вал необычно вяло и заторможенно. Задание выпол­нил посредственно».

Ясно, что в данном случае именно «чрезмерное» ожидание вызвало преждевременное утомление и ока­залось причиной снижения качества летной работы. Примеров такого рода можно было бы привести много. Каждый из нас, пожалуй, может вспомнить не один пример того, как в результате сильного волнения он уставал еще до того, как приходилось выполнять ожидаемую деятельность, будь то трудный экзамен или встреча дня рождения. Даже в бытовых видах деятельности, не говоря уже о таких сложных, как летная работа, необходима определенная подготовка.