Доминантные состояния — разновидность стрессовых состояний, в которых напряжённость сознательно или безотчётно бывает смещена в сферу внимания. Эти состояния по своему содержанию, характеру и длительности могут быть самыми разнообразными.
Виды доминант
Рабочая или трудовая доминанта — это одна из самых устойчивых и «здоровых» доминант, овладевающих психикой. В определённом смысле «держатель» человека в жизни, так как определяет его самочувствие, отношение к себе. В работе, процессе производства (товаров ли, знаний, ценностей и т. п.). Индивид утверждает себя как личность, реализует свои потенции, развивает задатки, «делает» себя, объективируя свои способности.
Познавательная доминанта — характерна для многих видов человеческой деятельности. Проявляется она в трех основных вариантах, к которым можно отнести исследование предметного мира, учебную и научную доминанты. Свое «лицо» имеют боевая (военная), спортивная, сценическая, писательская и многие другие доминанты.
Факторы доминантных состояний
Специфику доминантных психических состояний в наибольшей мере определяет господствующая мотивация реализующаяся в деятельности и отражающаяся в эмоциях человека.
Доминантные состояния могут относиться непосредственно к конкретному периоду той деятельности, которую они обеспечивают, но могут быть и значительно сдвинуты в сторону ее предвосхищения (состояние ожидания, предстартовая реакция) или же реализоваться в виде реакции последействия на результаты промежуточные или конечные.
Наиболее стрессовыми являются ситуации, когда время реализации предстоящего события неизвестно(!). Тогда, чтобы отреагировать на него должным образом в начальный период, необходимо находиться в достаточно собранном состоянии какой-то промежуток времени.
Такого рода доминантное состояние получило название состояния бдительности. Как видим, сам термин подсказывает, что это состояние связано с активизацией функций наблюдения за значимыми сигналами, с готовностью адекватно реагировать на них. Распространенным видом доминантного состояния является ожидание тех или иных значительных событий.
Симптомы доминантных состояний
Внешние и внутренние проявления состояний ожидания в значительной мере зависят от индивидуальной реактивности человека, специфики его психорегуляторных механизмов защиты.
Пассивное ожидание психологически воспринимается большинством людей как активное предвосхищение будущего столкновения с напряженной ситуацией. В этот период не только сигнальные раздражители (соответствующие реально ожидаемым), но и их подобия вызывают резкие изменения в состоянии организма. Показатели электроэнцефалограммы, электрокардиограммы, внешние проявления свидетельствуют о вегетативных сдвигах в организме.
Психическим выражением такого рода состояний является повышенная тревожность, неуверенность в себе. Доминантные психические состояния ожидания выражают физиологическую настройку организма, называемую в физиологии труда как «предрабочее», а в спортивной физиологии как «предстартовое» состояние.
Один из характерных для такого состояния признаков — мысленное проигрывание предстоящей деятельности с целью формирования ее более конкретного образа, своеобразное психическое программирование и моделирование оптимальных способов выполнения предстоящих действий. Физиологический смысл этого состояния заключается в том, чтобы создать наилучшие условия для последующей рабочей активности.
Однако чрезмерно выраженное доминантное состояние в период ожидания самой деятельности может сыграть и отрицательную роль. Проиллюстрируем это трудное состояние примером из наиболее стрессового вида деятельности человека — работы пилота. Особенно выпукло оно проявляется у молодых летчиков.
Так например, рассказывает о своем состоянии летчик, которому впервые предстояло участвовать в летно-тактических учениях: «После инструктажа я всю вторую половину дня размышлял над возможными ситуациями полета, чувствовал себя достаточно хорошо подготовленным и хотелось наилучшим образом выполнить задание. Ни о чем другом думать не мог. Вечером не было аппетита. Перед сном продолжал обдумывать детали предстоящего полета и долго не мог уснуть. Во сне продолжал «летать». Утром с неудовольствием отметил, что нет привычного ощущения свежести после ночного сна. Не было и хорошо знакомой собранности перед вылетом. В полете действовал необычно вяло и заторможенно. Задание выполнил посредственно».
Ясно, что в данном случае именно «чрезмерное» ожидание вызвало преждевременное утомление и оказалось причиной снижения качества летной работы. Примеров такого рода можно было бы привести много. Каждый из нас, пожалуй, может вспомнить не один пример того, как в результате сильного волнения он уставал еще до того, как приходилось выполнять ожидаемую деятельность, будь то трудный экзамен или встреча дня рождения. Даже в бытовых видах деятельности, не говоря уже о таких сложных, как летная работа, необходима определенная подготовка.