Робость

Робость

Робость нередко возникает у детей, особенно в присут­ствии взрослых или среди незнакомых ребят. Они начи­нают стесняться, смущаются и выглядят более затормо­женными, чем обычно.

В крайних случаях ребенок зара­нее показывает свой страх, слезами и криками протестуя против визита к врачу или не желая идти в гости. Он цепляется за юбку матери, прячется за ее спиной каждый раз, когда кто-то подходит, и отказывается отвечать на вопросы.

Нужно ли говорить, что такие крайние случаи встре­чаются редко. Гораздо чаще робость проявляется спокой­но. Однако в любой форме она всегда очень сердит роди­телей.

Именно тогда, когда они рассчитывали, что их ре­бенок будет выглядеть наилучшим образом, он показыва­ет, что совершенно не умеет вести себя в обществе. Огор­чение родителей быстро оборачивается нетерпением и гневом, проявление которых, к сожалению, лишь уси­ливает, а не уменьшает робость ребенка.

Отчего же один малыш делается робким, а другой нет? Проще всего сказать, что у них разные характеры, труднее объяснить это различие какими-то врожден­ными особенностями.

Истина в другом: дети становятся робкими после того, как их напугали взрослые, и не один раз. Подобное может произойти и в младенчестве, и в детстве, когда, казалось бы, у них еще нет никаких контактов с большим миром.

Вообще не рекомендуется держать детей в изоляции от окружающих. Однако нередки случаи, когда взрос­лые, которые приближаются к детям даже с самыми благими намерениями, все же пугают их. Ребенку мо­жет показаться слишком громким голос незнакомца, могут напугать чересчур резкие его движения. Но как бы часто ни происходили подобные казусы, ничто нель­зя сравнить с тем отрицательным воздействием, какое способны оказать на него в некоторых случаях сами родители.

Каждый раз, когда мы требуем от детей чего-то, чего они не понимают или не в силах сделать, мы ос­тавляем в их сознании нечто негативное. Дети пугаются уже того, что не способны выполнить нашу просьбу, и боятся поэтому утратить нашу любовь, а это очень серьезная боязнь, поскольку дети знают, что целиком зависят от нас.

Нетерпение и раздражение, которые мы проявляем, когда кормим их, отучаем от рожка, при­учаем пользоваться горшком, укладываем спать, забо­тимся об их опрятности, приводят к тому, что мы не­вольно внушаем детям, что нас нужно не только лю­бить, но и бояться.

Поскольку мы служим для ребенка примером во всем, естественно, что он переносит полу­ченные от нас впечатления почти на всех людей, разве только с другими взрослыми он реже общается и по­тому у него меньше возможностей уравновесить нега­тивные впечатления нежностью, которую мы все же дарим ему. В результате он держится несколько насто­роженно с людьми, которых не знает.

Лучший способ устранить робость — постараться избегать проявлений нашего недовольства. Кричать на ребенка — все равно что наказывать его. Это лишь ус­ложняет дело. Если 5-летняя Ева, придя в гости, все время держится за мамину юбку, это означает: «Хочу оставаться ребенком, тогда мне не придется отвечать за свои поступки».

Пример типичный, и единственное, что можно сделать в таком случае, — приласкать девочку. Это, конечно, не снимет полностью ее робости, но она по крайней мере почувствует: ее понимают и настолько любят, что готовы удовлетворить ее желания. КАК ТОЛЬКО ОНА ПОЙМЕТ, ЧТО МОЖЕТ ПОЛО­ЖИТЬСЯ НА РОДИТЕЛЕЙ, ОНА ПОЧУВСТВУЕТ СЕБЯ СПОКОЙНЕЕ И С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.

И все же, чтобы помочь ей обрести уверенность, им нужно мно­гое предпринять и ПОМИМО той особой ситуации, кото­рая вынуждала девочку к робости. Им надо обдумать, о чем они просили дочь. Их требования были разумны и не отличались от тех, какие предъявляют детям дру­гие родители, но как же постарались они удовлетворить их? Возможно, слишком настаивали. Кроме того, у ро­дителей этой девочки могут существовать и свои проб­лемы, к примеру сложности семейной жизни или за­труднения в общении с окружающими.

Ребенок бывает робким еще и потому, что в детском саду он младше всех и ребята относятся к нему как к самому слабому и неспособному по сравнению с дру­гими. Он может огорчаться, если родители уделяют больше внимания младшему брату или сестре, которые в чем-то превосходят его.

Так что бывает много различных обстоятельств, вызывающих у ребенка чувство преуве­личенной застенчивости или робости, гораздо больше, чем могут заметить родители, хотя и находятся рядом с ним. И все же, несмотря ни на что, никогда не сле­дует выбрасывать белый флаг.

Необходимо, напротив, занять совсем иную пози­цию — показать ребенку, что вы хорошо понимаете его, сочувствуете ему и любите таким, каков он есть, а не какого-то идеального паиньку. Постараемся поощрять его встречи с людьми, поможем найти друзей и пора­дуемся с ним его успехам.

В любом случае будем счи­тать его робость явлением временным. Тогда мы смо­жем спокойнее смотреть на вещи, и это удержит нас от выговоров ребенку, а значит, непременно благотворно скажется на его общении с окружающими, даже если мы не сделаем больше ничего.