• Вс. Ноя 29th, 2020

Будь здоров!

Если хочешь — будь здоров!

Дефекты произношения

Дефекты произношения

Запоздалая или затрудненная речь, заикание, невнятная дикция, сложности в произношении отдельных звуков — все эти дефекты встречаются у детей довольно часто.

Иногда они вызваны физиологическими причинами — неправильным строением нёба либо некоторыми видами паралича, но чаще всего объясняются психологическим состоянием ребенка.

Развитие речи — процесс очень сложный, зависящий от целого ряда психологических УСЛОВИЙ. Чаще всего это те обстоятельства, которые побуждают ребенка сохранять свои детские привычки.

Существуют тысячи ситуаций, когда усиливается инфан­тилизм, когда беспокойство и тревога тяготят детей. И дефекты произношения, возникшие у ребенка, если они вызваны именно этими причинами, чаще всего лишь на­чало целой серии более серьезных признаков, которые да­дут о себе знать позже.

Роман Р. начал заикаться в 4,5 года. Он был очень живым, подвижным ребенком. Однако еще раньше у него появились три симптома нервного напряжения: дергались лицевые мускулы, часто его что-то тревожило, возникали какие-то непроизвольные движения.

Родители мальчика были требовательными формалистами и особенно сурово наказывали сына, когда тот ссорился или дрался с млад­шим братом. Любые объяснения Романа о причинах ссор они считали неубедительными и подвергали сомнению.

Спустя некоторое время Роман начал заикаться. Слова торопливо слетали у него с языка, а потом он словно «за­стревал» на каком-нибудь одном слоге и без конца повто­рял его, не переводя дыхания, как это делают заики или недоразвитые дети.

Волнение, тревога, страх, гнев — все эти эмоции в первую очередь отражаются на речи, потому что тесно связаны с дыхательным аппаратом. И в самом деле, сто­ит нам разволноваться, как у нас учащается дыхание, сох­нут губы, рот и язык.

Иными словами, речевой механизм находится в прямой зависимости от наших чувств. То же самое наблюдается и у ребенка — его речь сильно за­трудняется, причем происходит это совершенно непроиз­вольно. В некоторых случаях эта взаимосвязь устанавли­вается особенно быстро и закрепляется прочно — тогда и возникает заикание.

Вполне естественно, что детям трудно бывает про­износить звук «с», когда у них выпадают молочные зубы. А вот Ксения Т. продолжала шепелявить до подрос­ткового возраста. Она была младшей дочерью в семье, где росло еще четверо мальчиков, причем родилась она, спус­тя шесть лет после появления последнего брата, была всеобщей любимицей, все безмерно баловали ее.

Родите­ли не только одобряли ее инфантильное поведение, но во­обще обращались с ней, как с живой игрушкой. Чрезмер­ная любовь, которой окружили девочку, остановила ее развитие. В 15 лет в ее речи были заметны следы детско­сти и слышалось заикание. Ксюша часто хныкала, плака­ла, впадала в истерику, и вообще уровень ее психическо­го развития оказался намного ниже, чем обычно у детей ее возраста.

Нередко бывает, что ребенок начинает говорить с за­позданием, из-за совершенно случайных обстоятельств, связанных с его окружением. К примеру, соседские дети, с которыми он играет, произносят слова еще хуже, чем он, и это может привести к большим трудностям в разви­тии дикции.

Вспоминаю случай, когда речь 4-летнего мальчика была абсолютно непонятна по еще более стран­ной причине. Ребенок этот жил в изоляции от других де­тей и большую часть времени проводил с матерью, у ко­торой совсем не было зубов, и она даже не заботилась о том, чтобы вставить их. Что говорила мать — понять бы­ло трудно, что повторял ребенок—практически невоз­можно.

Случается также, что на развитие речи малыша влияет старший брат, который, напротив, разговаривает так легко и стремительно» что младший не в силах подра­жать ему. Все эти обстоятельства, несомненно, можно так или иначе изменить, причем чем быстрее, тем лучше. В подоб­ной ситуации легче предотвратить болезнь, нежели потом бороться с ней.

Иногда при заикании и проявлениях ин­фантилизма необходимо вмешательство врача, который способен научить ребенка правильно дышать и произно­сить звуки, но больше всего внимания следует обратить на психологические условия, создающие у ребенка труд­ности в произношении. Одним словом, развитие речи сле­дует рассматривать, как составную часть об­щего развития личности.