Ты всегда можешь стать принцессой

От автора: Если тебя не устраивает твоя жизнь, то, скорее всего, ты не используешь все те возможности, которые тебе предоставляются. Может стоит начать менять привычную модель поведения, чтобы дать себе шанс получить от жизни больше, чем ты имеешь на данный момент?

У каждого человека есть свое представление об идеале или концепция цели, к которой он стремится, чтобы добиться максимально возможного в жизни. Цель жизни человека определяет направление его поступков и побуждений. Понимание этой цели открывает нам скрытый смысл, который лежит в основе различных разрозненных действий человека. Мы начинаем видеть их частями единого целого.

Фиксация цели происходит в детстве, оказывая влияние на формирование характера ранней личности. «Ребенок в своем развитии заменяет эту цель на более конкретную и непосредственную. Он ищет самую сильную личность в своем окружении и делает ее своим образцом, а подражание ей целью». (А.Адлер). И тогда он воспринимает различные ситуации через призму своих предубеждений и личных интересов, а не такими, какие они есть в действительности.

В результате, когда во взрослом возрасте у человека обнаруживается проблема, то редко когда ее причины можно найти в настоящем. Как пишет А. Адлер:

…новая ситуация не при чем, так как еще до того, как она сложилась, наш пациент, это мы обнаруживаем в ходе исследования, не был к ней готов.

Именно поэтому, психолог чаще всего обращается к детскому периоду, когда формировался характер человека, его восприятие себя, окружающего мира и его реакции на жизненные ситуации.

Лиза обратилась ко мне пару лет назад. Ее запрос можно было охарактеризовать, как: «все плохо». Она страдала от нелюбви к мужу, от безответной любви к другому человеку, от отсутствия детей, от нехватки финансовых средств, включая ипотеку, от ряда хронических болезней, включая периодические ПА. Однако главная тревога Лизы на момент обращения состояла в угрозе потери работы.

Лиза работала в солидной компании на хорошей должности, когда впереди замаячила реорганизация, в результате которой, по имеющимся сведениям, ее место должна была занять коллега, менее профессионально подкованная, но более близкая к руководству. Потеря работы грозила обернуться для Лизы катастрофой, поскольку прожить только на зарплату мужа не представлялось возможным.

  Состояние Лизы можно было назвать паническим, кроме того, налицо была низкая самооценка, комплекс неполноценности, отсюда неуверенность в себе и неумение отстаивать свои интересы.

Задача: побудить Лизу поверить в свои силы и показать ей ее возможности.

Л. Мне страшно, я боюсь потерять, что имею. Я даже защитить себя не могу.

Т. Когда Вы произносите эти слова, что чувствуете? Страх, что еще?

Л. Бессмысленность борьбы и обреченность, как будто я неудачница в высокой степени.

Л. Есть какая-то ситуация в детстве, когда Вы испытываете похожие чувства?

Закройте глаза. Найдите сцену, в которой Ваши сегодняшние проблемы вызывают такие же чувства, как проблемы из детства.

Л. У нас во дворе были девочки. Одна из Питера, она всегда была принцессой. Другие девочки были свитой, меня брали в игру. Если я соглашалась быть принцем. Чтобы меня взяли в игру, мне все время приходилось что-то доказывать. Понятно, что я не выглядела как принцесса, и дома ко мне так не относились.

Т. А как к Вам относились дома?

Л. Когда я жила с мамой, то не чувствовала, что мы живем хуже, беднее других, хотя по деньгам, конечно, так и было. Я не думала, что это повлияет на мое будущее, но, когда мамы не стало, я поняла, что в мире я никому не нужна.

Лиза росла без отца, мама ушла от него, когда ей было, 1,5 года. По признанию Лизы, мама была для нее всем. Умерла она 15 лет назад, после чего жизнь Лизы разделилась на 2 периода: жизнь, когда мама была жива, и жизнь без мамы. При жизни мамы у Лизы была уверенность, что ее любят, она нужна, и у нее блестящее будущее. После смерти мамы «обнажились» проблемы: «не вижу пути своего развития», отсутствие надежды на изменения в жизни, повторение одинаковых проблемных ситуаций, пониженный тонус жизни, нелюбовь к себе.

Т. Маленькая Лиза во дворе с девочками. Сколько ей лет?  Во что она играет? Что происходит? Описывайте.

Л. Мне 5 лет, мы играем   и меня, как всегда, терпят. У них свои секреты, и кто-то всегда подговаривает остальных против меня. Потом девочкам становится скучно, и они все равно возвращаются ко мне, но как-то снисходительно, не как к равной.

Т. Во что вы играете? Когда у них секреты, где в это время маленькая Лиза?

Л. Они шушукаются между собой и посматривают на меня, я в стороне, они меня не любят.

 Т. Что Лизе хочется сделать в этот момент больше всего?

Л. Ударить.

Т. Кого ударить и за что?

Л. Их, но их много, и им, наверно, виднее, что я не такая. Я хочу ударить каждую в лицо, чтобы стереть эти мерзкие улыбки, и я легко могу это сделать, но они правы, за что их бить.

Т. Можешь это сделать?

Л. Не могу, так как это несправедливо. Я, на самом деле, не красавица, а они прехорошенькие. К тому же, во мне всегда есть что высмеять. Я не похожа на них, они одинаковые. Я тоже хочу быть как они, чтобы быть с ними вместе.

Т. Лиза, поворачивайся к девочке-принцессе и говори громко: «Я больше не буду твоим принцем, я буду фрейлиной».

Л. Нет больше ролей фрейлин, их больше нет. Если я так скажу, тогда они вообще не будут играть со мной, и все обижаются.

Моя задача: побудить Лизу перебороть свой страх и попробовать новую роль, которая убедит ее в том, что можно не только соглашаться на ту участь, которую тебе уготовили, но и самой влиять на ситуацию.

Т. Маленькая Лиза говорит «Теперь я – фрейлина». Придумай себе имя.

Л. Я не знаю, как себя ведет фрейлина, что она делает.

Т. Фрейлина идет рядом с принцессой, поправляет ей платье и слушает, что говорят другие.

Маленькая Лиза не решается примерить на себя роль фрейлины, она готова «сбежать», говорит, что лучше пойдет кататься на велосипеде, но я убеждаю ее остаться в игре, тем более, что другого круга общения у нее нет. Предлагаю ей начать задавать свои правила игры.

Л. Отчего они вдруг все должны начать меня слушаться?

Т. Ну, во-первых, они и раньше с тобой играли, а во-вторых, дети слушают того, кто говорит громко и уверенно. Скажи так, чтобы ты почувствовала себя равной им или даже «заводилой».

Л. Я не знаю… я хочу просто дружить, чтобы всем было хорошо.

Т. Все собираются играть и распределяют роли. Кем хочет быть Лиза? Громко пусть скажет: «Я буду…», а не ждет, кем ее назначат.

Лизе трудно дается новая модель поведения, видно сильное сопротивление. Она предлагает другой вариант: чтобы все девочки по очереди менялись ролями. Понятно, что «принцессе» это не нравится. Она поворачивается и собирается уходить, остальные за ней. Пытаясь спасти ситуацию, Лиза говорит, что может расставлять декорации. Моя задача – не только удержать Лизу в сцене, но и побудить ее к действиям, раскрывающим для нее новые возможности.

Т. Кем хочет быть, Лиза? (И это уже вопрос не столько к 5-летнему ребенку, сколько к взрослой сидящей передо мной женщине).

Л. Принцессой хочу, конечно, но плохая из меня принцесса, это понимаю я, и это понимают все…

Наконец она решается: «Хорошо, я принцесса такая, какая есть».

Т. Громко всем скажи: «Теперь я — принцесса», придумай, чем это можно подтвердить. Возьми что-то в руки или представь, что у тебя длинное платье, и ты его держишь кончиками пальцев. Неважно, кто и что думает. Главное — это то, что маленькая Лиза сейчас в роли принцессы. Важно, ощутить себя в этой игре принцессой, почувствовать, как это быть принцессой. Иди…

Л. Я говорю, что я принцесса, как-то угрожающе.. брови сдвинуты.. не очень получается идти грациозно.

Т. Пробуй, учись говорить важно, но не грозно. Что на голове у Лизы? Есть маленькая корона?

Л. Есть, большая королевская корона, но без «фитюлек», просто металл.

Т. Ты —  принцесса, а не королева.

Л. Во мне нет легкости, я не могу так порхать беспечно.

Т. Тренируйся. Можно встать на носочки и так пойти.  Какое у принцессы платье?

Л. Прямое и серое, без украшений.

Т. Не годится, меняем на другой цвет. Это платье принцессы!

Л. Тогда небесно-голубое с белыми вставками, белой вышивкой и пышное внизу.

Т. Вот это то, что надо! А теперь в этом платье пройдись перед всеми девочками как принцесса.

Л. Очень мило прохожу.

Т. И как это, почувствовать себя принцессой.

Л. Приятно.

Т. Как реагируют девочки?

Л. С уважением, но мне не особо важно на самом деле.

Т. Что чувствует маленькая Лиза?

Л. Спокойствие.

Т. Как она себя ощущает среди девочек? Равной, хуже, лучше?

Л. Равной.

Т. Как настроение?

Л. Благодушное. Хочется сделать что-нибудь хорошее.

В конце сеанса я говорю Лизе, что она всегда можете надеть изящную корону, свое небесно-голубое платье и стать принцессой.

Т. Все в Ваших силах, Лиза.

P.S. Лизу не уволили, она осталась работать в компании на равноценной должности, и очень довольна тем, как решился ее вопрос с работой.



Comments are closed.