• Сб. Сен 19th, 2020

Будь здоров!

Если хочешь — будь здоров!

Травля в школе

Травля

По статистике, 50% детей в возрасте до 12 лет и около 30% детей шестнадцатилетнего возраста подвергались в учебных заведениях жесткому психологическому прессингу или травле со стороны сверстников.

Травля (в школах и вообще), к сожалению, одно из самых живучих явлений в детских коллективах. Кажется, что мы знаем о ней так много, но всё равно не можем её победить.

По большому счету школьная травля связана не с социальным строем страны, а с психологическими и биологическими особенностями человека.

В этот период важную роль для ребенка играют такие внешние факторы как положительный или отрицательный тон речи, обращенный к нему, смысловая нагрузка текста. Ребенок очень чувствительно реагирует как на положительные, так и на отрицательные действия и слова со стороны сверстников.

Причины

Зачастую причиной травли в школе служит переходный возраст детей и желание самоутвердиться, но основной, главной причиной, являемся мы с вами — взрослые. Мы, взрослые, найдем вокруг чего поссориться! И будем это транслировать на детей. Кроме биологических, агрессивных, связанных с детским сообществом причин, мы добавляем жару сами.

Агрессор

Обычно в роли агрессора выступает:

  1. лидер класса. Здесь срабатывает принцип: я — лидер и я круче всех, а потому мне всё дозволено;
  2. драчун, забияка. В данной роли выступает ребёнок, который держит в страхе весь класс, и с которым никто не станет связываться, чтобы его остановить;
  3. ребёнок-жертва. В конкретном случае в роли агрессора выступает ребёнок, который дома подвергается психологическому насилию со стороны старших братьев (сестёр), или со стороны родителей. Чтобы хоть как-то поднять свою самооценку, или просто «выпустить пар», он находит потенциальную жертву в своём обществе и начинает её «прессовать»;
  4. ребёнок не получивший должного воспитания. В данном случае речь идёт о детях, которые большую часть времени предоставлены самим себе, без родительского надзора, или дети, родители которых целенаправленно воспитывают в своём ребёнке определённые качества. Например, не будь слабаком, бей сразу в глаз, ты особенный, мой сын круче других и т. д.;
  5. Недружный коллектив. В конкретном случае в роли агрессора выступает целый класс. Это происходит, когда классному руководителю не удаётся сформировать в классе чувство локтя, взаимопомощи, дружбы и сострадания. Обычно избирается самый слабый ученик, который становится всеобщим изгоем.

Жертва

В роли жертвы обычно выступает:

  1. «не такой как все». Ребёнок (подросток), выступающий в роли «белой вороны», не похожий на других детей тем, как мыслит, как одевается, как себя ведёт. В качестве сигнала может быть так-же национальность, внешность, особенность, достаток;
  2. ребёнок с определённым складом характера. Предпосылками для проявления травли в школе служат такие свойства характера как чрезмерная слезливость ребенка, обидчивость, бессилие, низкий уровень коммуникативных способностей, плохая успеваемость и т. д.

Почему дети ведут себя как в стае?

Для того чтобы ребенок стал настоящим человеком, должна быть целенаправленная работа взрослых. Когда детский коллектив оставляют без серьезного взрослого руководства или во главе его встает глупый и негибкий лидер, этот детский коллектив начинает вести себя как стая животных. В принципе, даже в стае волков или собак гибкий лидер — тот, кто обеспечивает нормальное функционирование стаи.

Почему дети так себя ведут? Потому что с детьми не работают как с коллективом, потому что этика коллектива отсутствует, потому что школа считает, что это задача родителей — воспитывать ребенка дома. Это правильно, но воспитать ребенка дома и научить его вести себя в коллективе — это разные вещи. Это все равно, что решать на берегу задачи обучения плаванию в воде.

Почему дом перестал быть для ребенка безопасным местом?

Положение ребенка в нашей школе абсолютно бесправное, поэтому, в общем, травить его могут как дети, так и учителя. Задача родителей, добиться, чтобы ребенок был откровенным с ними. На психологические консультации приходят родители, у которых травят детей, и в ста случаях из ста родители об этом узнают не от ребенка. И не потому, что дети считают это нормальным, они об этом с ужасом рассказывают своим друзьям, рассказывают бабушкам, но не мамам.

Очень часто ребенок не просто не говорит родителям о травле. Нередко бывает и так, что у него забрали рюкзак, изваляли в грязи, истоптали ему пальто, он приходит и мать ему говорит: «Где ты шлялся, ты посмотри на себя, что — опять?!» И получается, что двойная агрессия происходит в отношении ребенка — в школе и дома.

По подсчетам, родители разговаривают с ребенком 17 минут в день. И при этом речь идет главным образом о том, почему в электронном журнале стоит двойка по истории, что было в классе, что задали на дом, когда ребенок наконец сядет делать уроки, почему носки лежат не в ящике с грязным бельем, почему не убрано в комнате, когда он помоет посуду, выгуляет собаку и вынесет мусор и так далее.

Дом очень часто превращается в филиал школы. Неуспешного в школе ребенка дома продолжают «допиливать» в тех местах, где школа не «допилила»: «Ты мой позор, долго я за тебя еще буду краснеть, долго я за тебя еще буду получать?!»

Кроме того, родительская любовь и забота у нас очень своеобразны, это такая забота с двуручной пилой: «Я тебя критикую, чтобы ты сделался лучше».

Как вырвать ребёнка из «жерновов насилия»?

Если ребенок стал замкнутым, стал плохо есть и спать, — это повод для родителей насторожиться. Обязательно следует поговорить в спокойной обстановке и выяснить причины его состояния. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка и напоминать ему о его недостатках (плохая успеваемость, вызывающий стиль одежды и т. д.)

Если все-таки ваш ребенок признался вам в том, что стал жертвой психологического прессинга со стороны сверстников, важно со всей серьёзностью и ответственностью отнестись к данной проблеме и не пускать её на самотёк в надежде, что всё устаканится само собой. Стоит понимать, что ваш ребёнок каждое утро идёт на казнь, что для него равносильно смерти…

Как можно правовыми способами решить данную проблему? Самый простой способ — заявить об этом в администрацию школы, нужно требовать от администрации школы выполнения закона об образовании.

Согласно этому закону, ответственность за физическую и психическую безопасность ребенка лежит на учебном заведении в то время, когда ребенок в этом заведении находится. Нельзя просить школу убрать из нее того или иного ребенка, который вам представляется исчадием ада, но можно просить обеспечить безопасность своему ребенку.

Если по каким-то причинам это не принесёт нужных результатов — значит, единственным правильным решением будет сменить место учебы — перевести ребёнка в другую школу.