Развитие речи

Развитие речи

Обычно ребенок начинает отчетливо произносить первые слова в возрасте между 9 и 18 месяцами. Этому предше­ствует множество разных «ба-ба-ба» и других неопределен­ных звуков. Затем к словам «папа» и «мама» быстро добав­ляются новые, так что к 2—3 годам ребенок овладевает уже вполне приличным словарем.

Скорость освоения речи у всех детей настолько разная, что иной раз можно встре­тить ребенка, который в 3 года совсем не умеет говорить. Это, конечно, тревожит родителей, но утешиться можно тем, что дети, у кого развитие речи запоздало к 4 годам, в 5 и 6 лет уже никак не будут проявлять признаки отставания.

Очень многое влияет на развитие речи детей, а они между тем всегда умеют сразу схватывать то, что доступно их по­ниманию. В случае ЗАМЕДЛЕННОГО РАЗВИТИЯ речи важно, однако, выявить симптомы возрастающей неспо­собности ребенка различать предметы по их названиям. За редким исключением, первенец обычно начинает говорить раньше, а девочки, как правило, опережают мальчиков.

Все признают, что дети учатся говорить, подражая взрослым. Как представители рода человеческого, они уже рождены со способностями к речи. Хотя подобная физиче­ская способность и развивается в первые годы жизни, ХА­РАКТЕР этого развития зависит от того, какие у детей имеются возможности для подражания. Чем больше звуков мы будем издавать в их присутствии, тем скорее они нау­чатся говорить.

Это значит, что разговаривать с детьми нужно медленно, спокойно и ласково, часто называя разные предметы, повторяя слова. Примерно с 9 месяцев уже нуж­но как можно чаще называть вещи, когда ребенок смотрит на них или показывает.

Вместо того чтобы просто подать ему какую-то вещь в ответ на его жест, лучше поговорим с ним: «Хочешь куклу? Какая красивая кукла! Это кукла. Попробуй сказать «кукла». А может, хочешь палочку? Па­лочку. Это палочка».

Если ребенок пытается произнести главное слово, наградим его улыбкой, объятием, дадим то, что он просил, и повторим название еще раз. Так, с помо­щью ласки, мы поможем малышу зафиксировать значение слова: внушим ему, что всегда лучше называть вещь, чем показывать на нее пальцем.

Уже в первые девять или двенадцать месяцев жизни ребенка, раньше, чем он способен запоминать названия предметов, которые мы кладем перед ним, можно вести про­стые разговоры, повторяя вместе с ним те слоги, которые он произносит. Когда же он начнет повторять наши слова, не будем забывать, что он подражает НАШЕМУ языку, и поэ­тому не будем употреблять «детскую» лексику, даже если она нам нравится.

Лучше радоваться своеобразному языку ребенка про себя. Но необходимо постоянно заставлять его подражать нашей речи, чтобы и другие могли понимать ее. Ведь слово — один из главных способов общения чело­века с миром.

Другое важное обстоятельство, о котором нельзя забы­вать, — большая трудность в освоении ребенком языка. Вспомните, например, как мы себя чувствуем после изуче­ния краткого курса какого-нибудь иностранного языка, столкнувшись с теми, кто говорит на этом языке с детства.

Нам всегда кажется, будто они произносят слова слишком быстро, а сами мы от этого словно утрачиваем даже те зна­ния, какие были у нас. Примерно то же самое происходит и с детьми, разве что им еще труднее, поскольку у них во­обще нет никакого словарного запаса, на который можно было бы опереться.

Вообще мы очень мало обращаем на это внимания, пока дети маленькие, а потом — на 3-м году их жизни — легко допускаем ошибку, когда говорим с ни­ми слишком быстро, либо все время назойливо поправляем их, или же, теряя терпение, заканчиваем за них начатую фразу. Нет нужды объяснять, что это лишь тормозит раз­витие речи у ребенка.

Нетрудно понять также, что никак нельзя ожидать от малыша, чтобы он говорил так же бы­стро, как мы. Мы ведь не рассчитываем, что он может хо­дить так же быстро, как мы, так же ловко ловить мяч, так же легко одеваться и раздеваться. Иными словами, это мы должны приспосабливаться к его шагу, а не он к нашему.

Не стоит слишком педантично исправлять произноше­ние ребенка. Если мы станем делать это каждый раз, ког­да он что-то говорит нам, то отобьем у него всякое жела­ние разговаривать со взрослыми. Если же действительно необходимо поправить его, сделаем — повторим громко, как бы размышляя вслух, то. что он сказал, но произне­сем слова правильно. Тогда ребенок легко освоит верное произношение и поймет, что нас интересует не только то, ЧТО он говорит, но и КАК он произносит слова.

Наконец, развитие речи нашего ребенка очень во мно­гом зависит от характера наших с ним взаимоотношений и его связей с другими детьми. Если нам не о чем с ним разговаривать, то дома он научится немногому. И все же мы как можно чаще должны говорить со своими детьми.

А ведь порой мы с огорчением замечаем, что за целый день ни разу по-настоящему не побеседовали с малышом. Конечно, мы обменивались какими-то короткими фразами по поводу того, что нужно или не нужно делать, но это было жалкое подобие разговора.

Если мы не знаем инте­ресов нашего ребенка и не разделяем их, нам становится все труднее общаться с ним, а он должен любить нас, пи­тать к нам доверие и понимать, что мы рады поговорить с ним о его успехах или рассказать о своих. Об этом никог­да не следует забывать.

То же самое происходит и при об­щении ребенка с другими детьми. Если им нравится иг­рать вместе, у них найдется уйма тем для разговоров. Ко­роче, развитие речи ребенка во многом зависит от его об­щего психологического развития.