• Вс. Сен 20th, 2020

Будь здоров!

Если хочешь — будь здоров!

Хочу общаться, но не могу

Людей не волнует, как много вы знаете, пока они не узнают, насколько вас волнуют они сами. (Лу Хольц.)

Согласно каббале (научное учение), ничто материальное не сможет нас сделать счастливыми надолго.

Только отношения с другими людьми могут принести нам подлинное счастье и истинное наполнение.

В основе любых отношений лежит общение. Сегодня все чаще звучат запросы коммуникативного характера. Неумение общаться, выстраивать отношения с людьми ведет к одиночеству, депрессивному состоянию, отсутствию личной жизни и другим грустным последствиям.

Последний клиент, чей запрос был связан с данной проблематикой, оказался старшеклассником N. Казалось бы, есть благоприятная среда для развития коммуникации, однако… Во-время нашего диалога, первое, что бросилось в глаза – это небрежное отношение N к тому, что говорит собеседник. Из разряда: «Я тебя слушаю, но не слышу».

Умение слушать – ключ к успешной коммуникации

Известный российский педагог Ю.Б. Гиппенрейтер, рассматривая вопрос налаживания взаимопонимания с ребенком, призывает родителей использовать активное слушание:

Активно слушать ребенка – значит возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

По моему, довольно точное определение активного слушания, которое вполне применимо и по отношению ко взрослым.

Пример

Н. Вчера на работе нам объявили о предстоящем сокращении.

М. Сокращении? Представляю, как эта новость тебя расстроила.

Н. Да, это очень неожиданно. Я не думаю, что сокращение коснется меня, но все равно переживаю. Ведь после того, как я распишусь в приказе, то какое-то время буду в «подвешенном» состоянии, пока не будет нового приказа о принятии меня на должность.

М. Тебя волнует то, что ты какое-то время будешь в неопределенности?

Н. Немного волнует, хотя я не сомневаюсь, что меня зачислят в новый штат, поскольку я хорошо справлялась со своими обязанностями и у меня налажены отношения с руководством компании. Но, все же…

М. Похоже, у тебя на самом деле есть все шансы остаться на этой работе.

Известный в мире специалист по вопросам профессионального и личностного развития Б. Трейси считает, что активное слушание включает 4 основных составляющих:

  1. Внимательное слушание, которое состоит в том, что вы слушаете собеседника так, словно для вас в данный момент нет ничего более важного. Внимательное слушание — это сосредоточение на беседе, при том, что все остальные дела отложены.

На заметку

Когда человек видит, что его внимательно слушают, он реагирует на это на биохимическом уровне. В его мозгу вырабатываются эндорфины, естественные «гормоны счастья», порождающие у него чувство довольства собой.

Можно легко предположить, как будет относиться говорящий к человеку, который вызывает у него такое состояние. Вы гарантировано становитесь приятным собеседником.

  1. Пауза. Умение выдерживать паузу дорогого стоит. Не спешите отвечать, как только собеседник замолчал. Возьмите небольшую паузу — 3-5 сек. Что это дает? Делая паузу перед тем, как ответить, мы показываем, что слова говорящего важны для нас, и мы их обдумываем. Кроме того, пауза позволяет действительно слышать собеседника, улавливать не только слова, но и тот глубокий смысл, который он в них вкладывает.
  2. Задавая поясняющие вопросы, мы проявляем заинтересованность в разговоре. Не всегда стоит полагаться на то, что вы точно поняли, что имел в виду ваш собеседник. С помощью вопросов типа: «Что вы хотите этим сказать? Я правильно вас понимаю, вы сделали так потому, что…?», — вы убедитесь, что верно поняли собеседника или обнаружите обратное.

На заметку

Тот, кто задает вопросы, управляет беседой.

В свою очередь, тот, кто отвечает, находится под контролем того, кто спрашивает.  Знаете почему? Потому, что, отвечая на вопрос, человек на 100% концентрируется на том, о чем он говорит. А поскольку в этот момент он больше ни о чем другом думать не может, то и получается, что он находится под контролем того, кто задает вопросы.

  1. Возврат мысли собеседника – пересказ ее своими словами. Люди нередко обижаются, что их невнимательно слушают или собеседник только делает вид, что слушает. Как подтвердить, что вы действительно внимательно слушаете говорящего? Вернуть собеседнику его мысль.

Пример

То есть вы сделали так, а после того, как произошло то событие, вы решили поступить таким образом. Верно?

Конечно, тема эффективного общения не исчерпывается изложенными рекомендациями, но если вы испытываете серьезные трудности, которые негативным образом сказываются на вашей жизни, но они наверняка вам будут полезны.