Имеются все основания утверждать, что самоорганизация — показатель личностной зрелости — либо слабо выражена, либо вовсе не свойственна инфантильным субъектам, то есть тем людям, что не имели условий в процессе индивидуального развития для полноценного становления механизмов саморегуляции. Она у них не приобрела четкую нацеленность, осознанность, контролируемость.
Важнейшие признаки, характеризующие процесс становления действенной самоорганизации, можно сформулировать следующим образом.
Первым признаком высокой самоорганизации следует считать активное делание себя как личности. И если процесс самовоспитания преимущественно направлен в будущее, то самоорганизация предполагает, что этот процесс, как говорят философы, происходит «здесь и теперь».
Одним из показателей высокого развития этого качества является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т. п.) индивидуальным особенностям личности.
Несовпадение избранной профессии и имеющихся способностей, принятие стиля жизни и деятельности не обеспеченного личностными качествами, общественным положением, — все это признак отсутствия или слабой самоорганизации личности.
Обладающий же этим качеством человек стремится познать себя, определить свои сильные и слабые стороны, ответственно относиться к труду и делам, своим словам, окружающим людям.
Строго говоря, самоорганизация — это интегральная совокупность природных и социально-приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в организации деятельности и поведения.