• Пт. Сен 18th, 2020

Будь здоров!

Если хочешь — будь здоров!

Самоактуализация

СамоактуализацияСамоактуализация — это и умение высказать свою точку зрения, умение пойти наперекор своим слабостям, это накопление «приобретений», которые впоследствии могут стать крупными достоинствами личности.

Несколько иной подход к трактовке этих вопросов был предпринят американских ученым А. Мослоу, представителем так называемой гуманистической пси­хологии.

Исследуя мотивационную сферу в качестве основополагающего фактора, обусловливающего рост и поступательное развитие личности, он выделил такое психическое качество, как самоактуализация.

Объясняя содержание выработанного им термина, Мослоу подошел к вопросу издалека, используя такие вспомогательные понятия, как «внешнее научение» и «подлинное научение». «Внешнее научение», по Мос­лоу, означает обычное усвоение новых ассоциаций и нового умения, без изменения качества самого обу­чающегося. «Подлинное научение» предполагает более сложный процесс, в ходе которого совершенствуется и субъект обучения.

Целью любого обучения должны быть методы, посредством которых человеку можно помочь стать тем, кем он способен стать, то есть помочь ему научиться быть лучшим человеком, на­сколько это для него возможно. Такой вид обучения, по мнению Мослоу, свойствен для самоактуализирующихся людей.

Обычно эти люди бывают вовлечены в какое-то захватывающее их дело: один посвящает свою жизнь закону, другой — справедливости, еще кто-то — красоте или истине. Каждый из них посвя­щает жизнь поиску подлинных, высших «бытийных» ценностей, которые не могут быть сведены к чему-то еще более высокому.

Мослоу выделяет около четыр­надцати таких ценностей: истина, красота, добро, совершенство, простота, всесторонность и т. п., вы­ступающих ведущими потребностями («метапотребностями»). Например, у кого-то возникает настоятель­ная потребность жить в красоте, а не в уродстве и грязи. Причем она, эта потребность, так же реальна, как потребность в пище, питье, отдыхе.

Подавление этих потребностей порождает определенное «заболе­вание души», такое, например, которое возникает от постоянного проживания нормального человека среди лжецов или от потери доверия к окружающим людям.

Во многом эта часть теории Мослоу перекликается с идеями западногерманского философа М. Хайдег­гера, разрабатывающего проблемы человеческого бы­тия. В его философии есть аналогичный понятию «метапотребности» термин «сверхэмпирические пот­ребности».

Последние также означают специфически человеческие потребности, не выводимые непосред­ственно из наличного существования человека. Хай­деггер характеризует их как «метафизические» пот­ребности человеческого духа разобраться в смысле бытия, ответить на сакраментальный вопрос: «Зачем я живу, если смерть неизбежна?» Известно, что такого рода вопросы Ф. М. Достоевский называл «прокляты­ми вопросами» человеческого бытия, прочерчивающи­ми достаточно четкую границу между обывательской и личностной психологией.

Переход через эту линию означает переход в режим самодетерминации, а следовательно, и получение воз­можности личностной саморегуляции. Рассматривая особенности самоактуализации, Мослоу указывает и те способы поведения, которые содействуют ее реали­зации.

В момент самоактуализации «Я» реализует самое себя, осуществляет непрерывный процесс выбора, означающий для личности ее продвижение или от­ступление (лгать или говорить правду, воровать или не воровать и т. д.).

Самоактуализироваться — это значит, по Мослоу, из имеющихся возможностей сде­лать выбор, реализовать потенции внутреннего роста. В момент восторга человек прислушивается к голосу истинного своего «Я», к голосу совести. Обращаться к самому себе, требуя ответа и делая выбор, — значит брать на себя ответственность, совершать большой шаг в своем развитии.

Самоактуализация — это и умение высказать про­тивоположную точку зрения, и упорный труд ради того, чтобы хорошо сделать свое дело, и момент экста­за при переживании прекрасного, и умение пойти наперекор своим малым и большим слабостям. Это и постепенный, длительный процесс накопления не­больших самих по себе приобретений, которые со временем становятся крупными достоинствами лич­ности.

Любая методика самореализации должна предпо­лагать поэтому оперативную помощь процессу об­щения человека с собой, его самораскрытию как лич­ности, прорыву сквозь внутренний частокол дур­ных привычек и слабостей, препятствующих самопоз­нанию.

Личностная регуляция реализуется в переделке отношений и в реальном повелении, а не в пережи­ваниях и знаниях. Для этого и надо научиться высво­бождать свои подавленные хорошие качества, позна­вать собственное «Я», прислушиваться к «голосу со­вести», раскрывать свою величественную природу, достигать самопонимания на пути к самосовершенст­вованию.

Возможно, конечно, и временное, мнимое снятие внутреннего напряжения, установление подо­бия уравновешенности. Оно, как пишет психолог Е. С. Кузьмин, может достигаться простым отрицанием конфликтности, оправданием неблаго­приятного поступка, осуждением источника беспо­койства, компенсацией напряженности путем физи­ческой разрядки, оправданием личной вины ссылкой на других (мне приказали, меня заставили). Однако перечисленные способы оставляют человека на том же уровне отношений, не изменяя и не затрагивая их основ.

Поэтому подлинное содержание общения с собой в целях саморегуляции и самосовершенствования заключается в развитии действительно позитивных отношений к миру и к самому себе, в преодолении тормозящих, закрепощающих человека моментах в реальном его поведении и поступках.

Элементарным примером как мнимого, так и подлинного изменения отношения к себе и другим, своего рода пробным камнем может служить отношение к курению. Ку­рящий обычно оправдывает свое пристрастие такими доводами: «Другие курят», «Курить вредно, но это успокаивает нервы», «Некоторые долгожители ку­рят» — то есть использует приемы искусственного, мни­мого «уравновешивания» психики, снятия беспокойства.

Подлинное преодоление недостатков и самосовершен­ствование отношений происходят в случае реального устранения вредных привычек. Поскольку неопровер­жимо доказано, что курение вредно не только для курящих, но и для окружающих, то эта привычка антигуманна, эгоистична, унижает достоинство че­ловека. Конечно, изменение отношений имеет перво­начало в сфере знания и переживания, но действи­тельным изменением оно становится, только проявля­ясь в поведении.

Сформированные устойчивые негативные привычки и отношения преодолеть очень трудно, так как в них кроме моментов знания, переживания всегда присут­ствует неодолимая потребность к их возобновлению. Поэтому успеха в искоренении такой привычки может достигнуть тот, кто сумеет убедить себя в этой необ­ходимости.

В последнем случае требуется серьезная мобилизация волевых ресурсов человека. То, что это под силу большинству людей, доказывается, например, их способностью бросить курить при реальной, не­отвратимой угрозе жизни (заболевание легких, сердца и пр.).

Бывает, что и в этих случаях человек не может себе приказать и выполнить такого рода по­ступки. Здесь проявляется либо крайне слабая воля, либо изощренный самообман посредством мнимого снятия противоречий и достижения временного урав­новешивания отношений. И в том, и в другом случае повысить эффект может предварительная целена­правленная самотренировка.