• Пн. Ноя 30th, 2020

Будь здоров!

Если хочешь — будь здоров!

Самоутверждение

СамоутверждениеСамоутверждение является одной из главных потребностей человека в самовыражении и самораскрытии.

В бесчисленных конкретных формах самоутвержде­ния и самовыражения (а к ним так или иначе сводят­ся все жизненные проявления живых существ) обна­руживается присущее всему живому стремление к до­стижению максимальной полноты жизни, доступной в данных условиях существования.

Для человека на высших ступенях развития общества свойственно воз­растающее стремление к самоутверждению путем мак­симального творческого самораскрытия, самовыра­жения.

Разработанная учёными гипотеза об «энер­гии духа» — многое объясняет в феномене саморегуля­ции. Важнейшей составной частью этой энергии является моральная сила личности, в той или иной мере присущая большинству людей. Ее проявление сказывается, например, в том, что сильные духом люди оказываются способными мобилизовать в нужный мо­мент все резервы своего организма, в то время как малодушные не используют даже собственных пре­имуществ.

Здесь ведущим компонентом моральной силы становятся те потребности общества, что реаль­но побуждают личность к соответствующей деятель­ности. Какие же конкретно психофизиологические меха­низмы под влиянием высших потребностей вводят в действие энергетические ресурсы организма?

Если социальные потребности реализуются посредством деятельности физиологических систем отдельных лю­дей или их групп, то духовная энергия, моральная сила личности проявляются определенной интенсив­ностью умственной и физической деятельности инди­видуума, обнаруживаются в результатах его влияния на окружающих людей при непосредственном контак­те с ними.

Люди, обладающие по сравнению с другими чле­нами общества большей моральной силой, ярче вы­раженной духовной энергией, достигают в своей деятельности (при прочих равных условиях) резуль­татов, во много раз превосходящих обычный, средний уровень.

Выдающийся невропатолог и нейрохирург H. Н. Бурденко, отмечал факты чисто «энергети­ческого» преимущества одних людей над другими. Удивительные эти феномены невольно наводят на мысль о существовании каких-то чрезвычайно эф­фективных катализаторов, способных в огромное ко­личество раз повышать продуктивность умственной и физической деятельности человека. Роль такого усили­вающего механизма, по-видимому, выполняют высшие чувства — человеческие двигатели (мо­тивы) поведения, мобилизующие все ресурсы орга­низма. 

Иными словами, процесс активного самоутверждения неизбежен, когда жизненные обстоятельства заставляют человека на­чать новую жизнь, никак не связанную с предыдущей. В личностных структурах сознания человека на ста­ром «индивидуальном» материале формируются новые жизненные ценности, моральные и нравственные нор­мы, психологические установки. В основе такого пе­реживания лежит принцип принятия реальности в том виде, как она подается жизнью.

Реализуется он в двух возможных вариантах психического обуславливания.

Первый из них характеризуется отсутствием жесткости в системе отношений индивидуума. Это бывает свойственно чаще всего инфантильной, несложившейся личности, у которой еще не сформировались четкие жизненные идеалы, нормы, критерии и т. п. Из-за этого ей подходят многие жизненные стереотипы, и замена одной системы ценностей другой не вызы­вает особого напряжения.

Более чем наглядный пример такого варианта переживаний приведен в рассказе А. П. Чехова «Ду­шечка», где героиня легко пережила как бы не­сколько самостоятельных, никак не связанных одна с другой жизней.

Второй вариант психической переработки жизнен­ных условий и соответствующего типа самоутвержде­ния значительно сложнее первого. В этом случае личность, не имея возможности перестроить трудные обстоятельства, для их преодоления вынуждена из­менять себя, приспосабливаясь к новым условиям.

Обычное психическое состояние, реализующее такого рода переживания, — терпение. Более высокая ступень последнего — активная выдержка — начало и необхо­димый компонент всякого волевого процесса. Словес­ное выражение, формула этого варианта переживаний «звучит» в сознании как короткие тезы: «реальность не слышит убеждений», «реальность непреодолима», «борьба с ней бесполезна».

Это для человека значит, что нужно принимать ее такой, какова она есть, по­кориться, смириться и внутри заданных ею границ и пределов попытаться добиться возможности жить приемлемой жизнью.

Регуляция на лич­ностном уровне имеет место в тех случаях, когда от человека требуется кардинальное преобразование ценностного содержания всей его жизни. Этот вари­ант переживаний возникает при полном крахе приня­тых ранее человеком жизненных ценностей. В резуль­тате жизнь заходит в смысловой тупик, теряет свою внутреннюю осмысленность и определенность.

«Зада­чей» переживания в таком случае бывает, как правило, построение новых смыслов жизни, выработка или принятие новых ценностей, которые бы снова прида­вали смысл и внутреннюю логику настоящему бытию, освещали бы ближние и дальние его перспективы.

Личностный уровень регуляции свойствен и для творческого переживания, которое реализуется по­средством волевого поведения. Воля — вершина чело­веческой психики, она интегрирует в себе все прояв­ления личности и потому выражает жизнедеятельные стремления «целостного субъекта».

У интеллектуаль­но развитого человека целостность личности — эго не данное раз и навсегда состояние самосознания, это «вечно предстоящее единство; оно и дано и не дано мне, он непрестанно завоевывается мною на острие моей активности». Целостность личности, таким об­разом, это план человека о самом себе, причем план в действии, в процессе более или менее удачного осу­ществления.

Волевая регуляция как истинно личностная регу­ляция не есть простое изменение систем мотивации, установок, стереотипов деятельности в соответствии с какими-либо идеальными их проектами, это целост­ное повседневно-практическое самосозидание, самостроительство, напряженное, постоянное усилие по перестроению своей жизни.

В психологической литературе в связи с анализом жизнедеятельностной, продуктивно-творческой сторо­ны личности возникло немало специальных терминов: самореализация, самоактуализация, самоутверждение, самовыражение, самораскрытие и т. п. Каждый тер­мин, отражает какую-то сторону, аспект созидательного творческого потенциала, который в процессе деятельности реализует развивающаяся личность.

Главным двигателем развития взрослого человека, с точки зрения американского психолога Э. Эриксона, является внутренняя неуспокоенность, которая пони­мается им очень широко. Это и родительские отно­шения — заботы по воспитанию детей, и большая часть из того, что относится к «продуктивности» или «творчеству» человека — стремление быть компетент­ным в какой-либо области деятельности, реализовать свои способности, внести что-то новое, сделать свой вклад.

В той мере, в какой личность оказывается «успокоенной», она перестает расти и обогащаться.