Разочарования

Разочарование

Теперь уже все понимают: если человеку приходится дол­гое время переживать какие-то сильные разочарования, это не остается без последствий. Ни для кого не тайна: когда наши желания и потребности подавляются, мы чув­ствуем себя не в своей тарелке, раздражаемся и вообще становимся несчастными.

Серьезный интерес современных родителей к детской психологии помогает избежать тысячи моментов, когда мы, сами того не желая, можем разочаровать своих детей, обмануть их надежды. Осознание этого может оказаться полезным, но в то же время многие родители действи­тельно озабочены столь большой ответственностью и трудностями, понимая их теперь весьма отчетливо.

В любом случае ни одному родителю никогда не удастся уберечь своего ребенка абсолютно от всех разочарований. И даже если бы это оказалось возможным, этого не стои­ло бы делать. Родители, безусловно, защитники и воспи­татели своих детей, но они должны являть собой и прото­тип внешнего мира.

Поэтому разочарование, которое они нередко вызывают у ребенка, помогает ему понять, как приспособиться к отрицательным сторонам домашней обстановки, которая, несомненно, менее опасна, чем внешняя. Другими словами, это не тот случай, когда сле­дует особенно волноваться. Подобное явление неизбежно и несет в себе не только отрицательные, но и положитель­ные моменты.

Из всех разочарований, какие приходится переживать детям, два оставляют самый сильный след. Первое связа­но с их малолетством, слабостью, неумением или неспо­собностью что-то делать самостоятельно, а это ставит их в зависимое от нас положение в тысяче различных ситуа­ций. Случается, что мы не хотим понять ребенка, прояв­ляем раздражение и нетерпение, отталкиваем его именно в тот момент, когда он остро нуждается в нас.

Все это, можно сказать, обогащает его негативный опыт. Роман, например, в кровь разбивает колени, делая что-то, чего мама не позволяла ему. Вместо того чтобы услышать в его плаче просьбу помочь, мать, разгневанная, ругает его за непослушание. И тогда Рома ощущает себя не только слабым и несчастным, но и бессильным — ведь он не может добиться от своей защитницы той помощи, которая ему сейчас так нужна.

А бывает и наоборот, ког­да мы навязываем ребенку свою помощь и покровитель­ство, не интересуясь, нуждается ли он в них. Это тоже может вызвать сильное разочарование, что неизбежно скажется на развитии личности. Излишняя наша опека приводит также и к другому печальному результату — она вынуждает ребенка думать, будто мы любим его боль­ше, чем ему действительно нужно. Это рождает путаницу в его сознании, которая неизменно ведет к разочарова­нию.

Второй вид разочарования, который длительное время сказывается на развитии личности ребенка, связан с ос­новными физиологическими функциями организма. Если в то время, когда мы отучаем ребенка от рожка, или за­ставляем пользоваться горшком, либо вообще приучаем что-то делать самостоятельно, мы торопим его, побуждаем поскорее освоить новые навыки, то нередко добиваемся обратного результата — малыш теряет всякую уверен­ность в своих силах и не может сделать то, что мы ждем от него.

Конечно, важно, чтобы дети научились всему, что нужно, спорить тут не приходится. Но у нас есть все основания считать, что они научатся этому луч­ше и быстрее, если мы станем учить их постепенно. Заинтересовать ребенка тем, что мы хотим научить его делать, — вообще самый лучший путь. Добавьте хорошую порцию терпения, и вы получите нужный ре­зультат.

ВЕРНЫЙ ПРИЗНАК ТОГО, ЧТО НАШ РЕБЕНОК НЕ СЛИШКОМ СТРАДАЕТ ОТ РАЗОЧАРОВАНИЙ, ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ОН РАССКАЗЫВАЕТ НАМ О СВОИХ БЕДАХ.

Если же у нас вдруг возникает вопрос: «А что же такое с ним происходит?», значит, ребе­нок утратил самую надежную гарантию против разочаро­ваний — своих родителей. И лучший способ вернуть ему уверенность в нас заключается не в том, чтобы купить ему еще одну новую игрушку, а в том, чтобы уделить ему больше внимания не только в тяжелые для него минуты, но и в хорошие.