Игра

Игра

Если бы какой-нибудь ваш знакомый проводил свои дни в полном безделье, вы бы невольно удивились. Будь это даже очень богатый человек, все равно изумились бы и решили, что у него не все в порядке со здоровьем. А если бы ребенок не играл целыми днями со своими игрушками, у нас было бы еще больше серьезных оснований встревожиться. 

Точно так же, как взрослый человек должен ра­ботать, ребенку необходимо играть. Для него иг­ра — то же самое, что работа для взрослых людей. И то, и другое в равной мере плодотворны.

Ошибочно думать, будто игра, — это только способ занять детей, чтобы они не мешали нам. И дело не только в необходимости как-то протянуть время, пока они подрастут. Игра сама по себе полезна и продуктивна.

Играя, дети учатся прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете. Кроме того, игра становится неотъемлемой частью их жизни, потому что более или менее постоянно позво­ляет многому обучиться, немало узнать о самом себе, о жизни и окружающих. Наконец, игра дает даже возмож­ность научиться тому, как надо учиться. Короче, и ум­ственные, и физические навыки ребенка, и его особые способности, и его обычная психическая реакция — все это глубоко обусловлено характером игры.

Есть тут и другой аспект, заслуживающий внимания. Причины, которые побуждают ребенка играть, — это прежде всего любопытство и потребность активно дей­ствовать. Из этого «сырья» мы и создаем обычно наше самое главное богатство, а именно наши интересы. Жизнь, полная радостей, тем и отличается от пустого, бессмысленного, расточительного существования, что она заполнена множеством разнообразных интересов.

Для обывателя, у которого нет никаких увлечений или люби­мой работы, дни текут бесцветно и монотонно. Человек, имеющий живой интерес к чему-либо, переживает и радо­стное возбуждение, и полноту удовлетворения от дости­жения цели, и роскошь спокойствия и отдохновения, по­тому что увлечения уравновешивают его амбиции и облагораживают труды. В общем, наши интересы стоят гораздо больше, чем мы можем себе это представить. 

Одна из основных обязанностей родителей в том и за­ключается, чтобы постоянно поддерживать и развивать любознательность и активность детей. Дети должны радоваться своим играм, и мы стараемся предоставлять им для этого помещение, иг­рушки, разумеется, самих себя. Место для игры может быть выбрано практически где угодно — тут все годится.

Это не означает, конечно, что нужно превращать гости­ную в гимнастический зал или столярную мастерскую. Есть ведь и такие игры, в которые можно играть действи­тельно повсюду. Пока дети растут, детскую лучше об­ставлять как место для игры, нежели как спальню. По­скольку многие игры вносят беспорядок, было бы разум­но использовать в детской комнате мебель, которая тре­бует минимум ухода. Играть и веселиться с успехом мож­но в любой комнате нашего дома, более того — все это даже украсит ее.

Предметы, которые мы даем детям для забавы, по су­ществу играют гораздо менее важную роль, чем сам факт, что мы разрешаем, вернее, побуждаем детей играть с ними. В наши дни существует невероятное раз­нообразие игрушек, и вот тут-то, к сожалению, и кроется причина, почему мы перестаем следить за тем, как разви­вается изобретательность и фантазия детей, с по­мощью которых они сами придумывают себе забавы.

Я вовсе не хочу советовать вам перестать покупать иг­рушки. Несмотря на некоторые статьи, осторожно наме­кающие, будто обилие игрушек рассеивает внимание ре­бенка, поговорка «чем больше, тем лучше» здесь по-пре­жнему остается в силе, хотя надо стараться не пересту­пать границы хорошего вкуса. Так или иначе, важно, чтобы ребенок ИГРАЛ со своими игрушками. Только обладать ими недостаточно. Вот почему нередко бывает гораздо важнее предоставить ребенку место для игры, не­жели саму игрушку.

С кем играть — этот вопрос имеет еще большее зна­чение, чем где и с чем. Тесная компания друзей — самое прекрасное, что мы можем подарить нашему ребенку. Во­обще такая компания обычно складывается сама собой, без каких-либо особых усилий с нашей стороны, и все, что нам остается сделать, — поскорее удалиться и не ме­шать ребенку развлекаться.

Но если по каким-то причи­нам он оказывается в одиночестве, мы можем помочь, оп­ределив его в детский сад, или же почаще приглашая в наш дом детей своих приятелей и знакомых. Это не озна­чает, что ребенок непременно должен иметь партнеров ВО ВСЕХ своих играх. Просто нужны и товарищи, и уме­ние играть одному, без них. Обычно ребенок без труда осваивает это. А если же нет, значит, мы настолько изба­ловали его, что он еще целиком зависит от нас.

Перед нами, родителями, также стоит другая важная задача — руководить играми наших детей и направлять их. Умная мать тотчас почувствует, когда лучше самой поиграть с ребенком, а когда занять его игрушкой или отправить к друзьям. Она всегда следит и за содержанием игр, что ведут дети.

Ясно также, что необхо­димо обратить внимание на то, насколько активен наш ребенок в общих играх. Пассивное созерцание телевизора долгими часами может быть в чем-то и полезно, но оно ограничивает возможности детей думать и на чем-то со­средоточиться. Позволять же им такие бурные игры, по­сле которых они падают от усталости, становятся раздра­жительными и даже заболевают, тоже безрассудство.

Ра­зумный подход и здесь, как всегда, лежит между двумя крайностями. Играя с детьми, мы помогаем им раскрыть и развить свои природные способности. В то же время наше поведение во время игры поможет им усваивать об­щепринятые правила взаимоотношений между людьми и заставить уважать их. Наконец, участвуя в играх вмес­те с ребенком, мы укрепляем в нем уверенность, что лю­бим его и заботимся о нем.

В совместных играх, однако, не следует переходить границы. Не стоит уподобляться персонажу карикатуры, на которой изображен отец, целиком завладевший игрушечной железной дорогой и не позволяющий детям при­трагиваться к ней. Не нужно также чересчур увлекаться игрой и показывать детям свое превосходство.