О сильном чувстве неполноценности

Каждый человек в той или иной ситуации может почувствовать свою неадекватность, утратив на какое-то время уверенность в своих силах и обретя чувство неполноценности. Он может ощутить себя придавленным трудностями жизни и не способным справиться с ними в одиночку.  Тогда человек обращается к родным, близким, знакомым, малознакомым, а бывает и совсем незнакомым людям за помощью или поддержкой. Все эти люди представляют собой общество, которое в значительной степени помогает человеку преодолеть свое чувство неполноценности и справиться с трудностями.

А. Адлер пишет, что «чувство неполноценности возникает из-за плохой социальной адаптации».  Под социальной адаптацией как раз и понимается умение человека активно приспосабливаться к условиям социальной среды и его способность взаимодействовать с обществом.

Иногда можно наблюдать, что неумение спокойно преодолевать трудности делает человека нетерпеливым. И если мы видим человека, который постоянно суетится, сопровождая свои действия бурными эмоциями, мы можем смело заключить о наличии у него сильного чувства неполноценности. (А.Адлер) 

Если человек уверен в своей способности преодолеть трудности, он будет проявлять терпение и готовность к любым ситуациям.

 Обычно любая новая ситуация в жизни человека вызывает трудности и их преодоление имеет прямое отношение к тому, как у него развито чувство общности. Если человек хорошо адаптирован в социальном плане, то новая ситуация «осваивается» им вполне успешно, и он справляется с охватившим его на время чувством неполноценности.

В детском возрасте признаки сильного чувства неполноценности проявляются как самонадеянность, нетерпение, драчливость.

Рома был неглупым мальчиком невысокого роста, точнее даже, он был самый маленьким в классе. Однако в общении с одноклассниками и другими сверстниками его выделяла вспыльчивость и какая-то агрессивная драчливость, которая проявлялась по поводу и без него. Он бил не только мальчиков, но и девочек: не подсказал Роме, когда он был у доски, засмеялся по непонятной Роме причине, не дал списать и т. д. Рому терпели в классе два-три года, а затем переводили в параллельный класс.

Если человек так и не научился справляться со своим чувством неполноценности, то самонадеянность, неадекватная оценка реальных условий, нетерпение останутся характерными для него и во взрослой жизни.

Стасу 31 год. Он приехал в крупный город делать карьеру артиста. Друзья, знакомые часто говорили ему, что у него талант в этом деле. Стас и вправду легко себя чувствует, когда оказывается в центре внимания, ему нравится выступать на сцене. У него приятная внешность, эмоциональная речь, хорошее чувство юмора и развитые коммуникативные способности. Отсутствие образования, профессиональных навыков и какого-либо опыта в той сфере, в которой Стас собрался преуспеть, нисколько не смущали его. Сначала приглашения на второстепенные роли, полученные сразу после заявления о себе, вдохновили Стаса, но быстро выяснилось, что одних способностей недостаточно, а к длительному марафону в такой высококонкурентной среде Стас оказался не готов.

Отличительным признаком сильного чувства неполноценности является также утверждение типа: «да, но». Например: «Я бы тоже смог прыгнуть как этот парень, но..» или «Я бы не хуже, а даже лучше справился с этой работой, но…».

Как и в детском возрасте, человек с сильным чувством неполноценности будет избегать более сильных людей. Для своего круга общения он будет искать тех, кто слабее, кто позволяет собой управлять, и в среде которых, он сможет ощущать некое превосходство.

В определенных сферах жизни человек может чувствовать себя вполне уверенно: на работе, в кругу родственников. Однако в отношениях с противоположным полом он может ощущать скованность, неуверенность, что и будет говорить об имеющемся здесь чувстве неполноценности.

Светлана молодая симпатичная стройная брюнетка. Она хорошо одевается и имеет вполне достойную работу, на которой Светлану ценят. У нее добрые отношения со всеми членами семьи. Однако с мужчинами Светлана чувствует себя неуверенной. Ей кажется, что она недостаточно интересная и внешне малопривлекательная. Как следствие, Светлана страдает, хотя и мирится с поведением своего молодого человека, который заявил, что видит ее своей будущей женой (она и вправду идеально подходит на эту роль), а сам параллельно проводит время с другой девушкой.

Как можно помочь людям с сильным чувством неполноценности?

Для них важна поддержка и отсутствие критики. Осуждение выбранной человеком модели поведения может только усугубить положение, укрепив его веру в то, что он недостаточно хорош. Задача воодушевить его на то, что он самостоятельно может противостоять трудностям и разрешать свои жизненные проблемы, опираясь на свои сильные стороны. Важно, отучить человека от его установки вечного сомнения, а убедить его поверить в себя.

Автор: Кытманова Наталья Мирославовна



Comments are closed.