Дыхательные методики

Дыхательная методика Стрельниковой

Дыхательная методика СтрельниковойАлександра Николаевна была когда-то актрисой и пела. Потом сорвала голос, лечила ее мать, Александра Северова, педагог по постановке голоса, которая удачно отобрала дыхательные упражнения. Алек­сандра Николаевна систематизировала эти упражнения, и появилась дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Получив диплом педагога-вокалиста, работала с певцами. Ставила голос, распевала их перед спектаклями, восстанавливала звучание. Потом стала замечать, что вместе с голосом оздоравливается организм, в особенности органы дыхания. Тогда она стала принимать больных людей.

Слава о диковинной дыхательной гимнастике и о чудесном исцелителе пошла по Москве и далее по всей стране. В начале семидесятых годов Стрельникова запатентовала свою дыхательную гим­настику и стала официально лечить астматиков.

Итак, что же предлагает Стрельникова — «Наш предок ежесекундно нюхал воздух: „Кто может меня съесть? Кого я?“, как делает каждое дикое животное. Иначе ему не выжить. Потому что обоняние может сообщить о спрятав­шемся враге или добыче. И мы тренируем вдох предков — естественный вдох предельной активности. Выдох происходит самопроизвольно… наш вдох должен быть взволнованным».

Свою систему «дыхательных упражнений она назвала «парадоксальной дыхательной гимнастикой» и упор делает на четырёх правилах.

ЧЕТЫРЕ ПРАВИЛА

Первое правило. Думайте: «Гарью пахнет! Трево­га!» И не делайте вдох, а шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественней, тем лучше. Делая вдох, не стремитесь раздуваться что есть силы — это самая грубая ошибка — тянуть вдох, чтобы набрать воздуха побольше. Вдох должен быть короткий и активный. Ду­майте только о вдохе. Следите только за тем, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох — результат вдоха. И от природы вдох слабее выдоха. Тренируйте активный вдох и самопроизвольный, пассивный выдох, это поддер­живает естественную динамику дыхания.

Второе правило. Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно — лучше через рот, чем через нос. Не помогайте ему. Думайте: «Гарью пахнет! Тревога!». И выдох уйдет самопроизвольно. Увлекайтесь вдохом и движением, и все выйдет, чем активнее вдох, тем легче уходит выдох. Невозможно накачать шину, действуя по принципу: пассивный медленный вдох, активный медленный выдох. Следовательно, невозможно по такому принципу на­полнить воздухом мельчайшие дыхательные пути легких.  А в живой природе все, что не используется, отмирает.

Третье правило. Накачивайте легкие, как шины, в темпоритме песен и плясок. Все фразы песен и плясок идут на 8, 16 и 32 такта. Следовательно, этот счет физио­логичен. И тренируя движения и вдохи, считайте на 4 и 8, а не на 5 и 10. Скучно считать мысленно про себя, — пойте. Норма урока — 1000—1200 наших вдохов, можно и больше — 2000 (для инфарктников — 600).

Четвертое правило (и очень важное!). Подряд де­лайте столько вдохов, сколько в данный момент можете легко сделать. В тяжелом состоянии — по 2, по 4, по 8 вдохов, сидя или лежа; в нормальном — по 8, 16, 32 вдоха стоя. Доходите до 1000—1200 вдохов постепенно. Чем хуже самочувствие, тем больше делайте гимнастику, но отдыхайте чаще, 4000 вдохов в день, а не в один раз — хорошая норма для оздоровления.

Далее, Стрельникова рекомендует вернуть ноздрям есте­ственную подвижность. Для этого она предлагает следующую разминку:

РАЗМИНКА

Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи, громко шмыгал носом. Не стесняйтесь звука. Заставьте ноздри соединяться в момент вдоха. Мы зажимаем резиновую грушу, чтобы из нее брыз­нуть. Так же надо зажать крылья носа, чтобы брызнуть воздухом внутрь тела.

Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд. Сотню вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас.

Чтобы лучше понять нашу гимнастику, выполняйте та­кое упражнение. Делайте шаги на месте и одновременно с каждым шагом — вдох. Правой-левой, правой-левой, вдох- вдох. А не вдох-выдох, как в обычной гимнастике.

Затем рекомендуются движения головой.

  1. Повороты. Поворачивайте голову вправо-влево в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом — вдох носом. Ко­роткий, как укол, шумный — на всю квартиру. В первый день по 8 вдохов подряд. Всего 96 вдохов. Можно и дважды по 96.
  2. «Ушки». Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: «Ай-ай-ай, как не стыдно!». Следите, чтобы пово­рота не было. Работает другая группа мышц. Правое ухо идет к правому плечу, левое — к левому. Плечи неподвижны.
  3. «Малый маятник». Кивайте головой вперед-назад, вдох- выдох. Думайте: «Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?».

«Ушки» и «малый маятник» сделайте не менее чем по 96 вдохов на каждое движение, по 8, 16 или 32 вдоха подряд, сколько сможете сделать легко. Можно и две сотни — 192 вдоха-движения головой каждое. Думайте: «Заставлю ноздри двигаться, как никогда, склеиваться в момент вдоха».

После разминки приступают к главным движениям.

ГЛАВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

  1. «Кошка». Вспомните кошку, которая крадется, чтобы схватить воробья. И повторяйте ее движения — чуть-чуть приседая, покачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в какую сторону вы повернулись. И яростно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов. Сделайте два раза по 96 вдохов. Можно и больше. Это упражнение иногда останавливает приступ астмы. В плохом самочувствии его надо делать сидя.
  2. «Насос». Возьмите в руки свернутую газету или палоч­ку, как будто вы накачиваете шину автомобиля. Вдох — во второй половине наклона. Кончился наклон — кончился вдох. Поскольку наклоны пружинистые, не разгибайтесь до конца. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, рит­мично и легко. Чем больше похоже на накачивание шины, тем лучше. Так надо делать 3—4 раза в день. Сделайте это движение — вдох больше, чем все остальные: 3, 4 и даже 5 раз по 96 в урок. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех наших движений-вдохов этот самый результативный. Останавливает астматический, сердечный приступы и при­ступы печени, потому что выкачивает из нее избыток желчи, который этот приступ вызывает. Во время приступа делайте это движение — вдох по 2, по 4 вдоха подряд, сидя удобно на краю стула. Упритесь ногами в пол, руками в колени и накачивайте ваши живые шины, чтобы спасти их от удушья в темпе пульса. Не замедляйте, но отдыхайте чаще и дольше, чем делая гимнастику в нормальном состоянии. Стрельникова заметила одну особенность — когда что-то болит — сидят согнувшись. Идет сердечный приступ или при­ступ астмы, или головная боль, рыдаем от горя — сгибаемся вперед, сидим согнувшись. Боли разные, а защита одна — наклон вперед. Это не случайно, а проявление инстинкта самосохранения.
  3. «Обними плечи». Легкие конусообразны. Узкие ввер­ху, они расширяются к основаниям. Следовательно, если, делая вдох, вы раскидываете руки — воздух расходится в узких верхушках. Если обнимете плечи — воздух заполняет легкие от верхушек до дна, не искажая их форму. Поднимите руки на уровень плеч. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая — левую подмышку, то есть чтобы руки шли параллельно друг другу в темпе прогулочных шагов, и строго одновременно с каждым броском повторяйте короткие вдохи. Думайте: «Зажимаю там, где болезнь расширила». Сделайте 2 раза по 96 вдохов. Подряд столько, сколько можете сделать легко. Думайте: «Плечи помогают вдоху».
  4. «Большой маятник». Это комбинация самых резуль­тативных движений — «насоса» и «обними плечи». В темпе шагов — наклон вперед, руки тянутся к земле — вдох, наклон назад, руки поднимают плечи — тоже вдох. Вперед-назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, как живой маятник. Делайте 2 раза по 96, начиная движение — первую сотню с «насоса», вторую — с «обними плечи».

Заключительные пояснения Александры Николаевны о своей гимнастике: «Из сорокалетней практики я знаю: наша гимнастика нормализует волнение, давление и температуру. При повышенной температуре делайте ее лежа или сидя, при нормальной — стоя. Если вам более 60 лет — осторожно: по 8 вдохов подряд, если меньше лет, делайте смело и измеряйте температуру. Она будет нормализовываться после каждой подкачки, опускаясь на 0,5 °С, если она ниже 39 °С; на 0,3 °С, если выше.

Подкачка — единственная надежда при отеке легких. Она великолепно влияет на щитовидную железу и состав крови; при диабете снижает процент сахара, при лейкемии повышает процент гемоглобина, причем с необычайной бы­стротой. Великолепно ее применение и при туберкулезе. Осторожно ее применять надо только тяжелым сердечникам. Начать с 600 вдохов в урок, затем 800, 1000, 1200 и т. д.

На 4—5-м занятиях делают 2000 вдохов легко. Если вам трудно, значит, вы где-то делаете ошибку. Ищите. Чаще всего это стремление взять воздуха побольше. Не делайте этого. Сердитесь на болезни, делая гимнастику, сердитесь на свою слабость, и она отступит. Помните: вдох — не объемный, а активный.

Если через 15—20 минут после тренировки у вас одыш­ка — не пугайтесь. Продолжайте тренировку, но делайте не 960 вдохов (в урок), а половину. Отдых 15—20 минут, и — вторую половину. Одышку остановите, делая повороты го­ловой, «насос» и «кошку» по 2, по 4 вдоха подряд, и продолжайте бороться, потому что наша гимнастика сильнее болезни.

Комментарии. Механизм действия стрельниковского дыхания в журналах описан на примитивно-детском уровне с употреблением слова «по-видимому». Я специально вы­делила крупным шрифтом те слова, которые отражают саму суть этого метода.

1. КОРОТКИЕ, как УКОЛ ВДОХИ, ГРОМКО ШМЫГАЯ НОСОМ с сильным акцентом на обоняние. Именно такое дыхание позволяет пропускать наибольшее количество воздуха через нос, раздражать обоняние поля и производить регулирующее действие на весь ферментативный аппарат человека.

2. ВДОХИ КОРОТКИЕ и проделываемые на СЖАТОЙ грудной клетке не позволяют вымываться углекислому га­зу — он накапливается в организме, нормализуя внутреннюю среду для протекания биологических реакций.

3. ВЫПОЛНЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ стимулирует выработку углекислого газа и подзаряжает организм энергией — свободными электро­нами, которые активизируются и поступают в акупунктур­ную систему в результате мышечной деятельности. Именно эти эффекты и обеспечивают подкачку организма энергией, о которой говорит Стрельникова.

Выполняя движение и такое дыхание, человек уподоб­ляется динамо-машине, в которой руки и туловище стано­вятся ротором, а собственная аура — статором; кровь — ротор, а тело с магнитным полем — статор. И как следствие — чем больше таких движений-дыханий — тем больше энергии в организме, на что и делает упор Александра Николаевна.

Воздух при этом должен ходить через носовую полость, что вполне физиологично и приближает нас к дыханию ново­рожденного ребенка, который дышит 40—55 раз в минуту, и в выдыхаемом воздухе содержится больше кислорода и меньше углекислоты, что указывает на плохую вентиляцию легких (для создания большей концентрации углекислого газа в легких) и активизацию обонятельных рецепторов- активаторов гипоталамуса, лимбической системы, которые регулируют пищевую прану.



Comments are closed.