• Пт. Авг 14th, 2020

Будь здоров!

Если хочешь — будь здоров!

Привычка грызть ногти

Привычка грызть ногтиОбычно люди считают, что привычка грызть ногти — это проявление нервозности. Такое представление вполне справедливо, но этого мало, чтобы объяснить явление в целом.

В самом деле, почему ребенок грызет ногти, а не какой-то предмет, оказавшийся под рукой? О чем еще, кроме нервозности, может говорить эта привычка? Что она означает для ребенка? Ответы здесь таковы:

  1. Ребенку просто приятно грызть ногти, это доставля­ет ему физическое удовольствие. Очень возможно, что это удовольствие как бы суррогат других более приятных действий, ему недоступных. Чтобы избавить ребенка от этой привычки, надо предложить ему другое занятие, бо­лее удовлетворяющее его.
  2. Эта привычка вновь возвращает его в детство. Иными словами, держа палец во рту, ребенок производит знакомое с младенчества движение. Он как бы хочет ска­зать, что период младенчества до сих пор очень важен для него и в каком-то смысле он еще не готов к более взрослой жизни.
  3. Привычка грызть ногти дает выход агрессивности ребенка. Он злит тем самым родителей, даже если иногда делает себе больно. Поэтому зачастую сам по себе по­добный поступок, — проявление враждебности. Глагол «грызть» выражает именно это понятие.
  4. В душе его заложен мощный импульс, побуждаю­щий его грызть ногти, чем он и освобождает себя от гру­за агрессивных стимулов. Насколько легко возникает у малыша подобная привычка, настолько же трудно ему избавиться от нее. Угрозы, награды, наказания и все дру­гие похожие приемы тут абсолютно не рекомендуются.

Не делайте никаких замечаний ребенку. Не потому, что они вообще совсем не нужны, а потому, что прежде необходимо понять причины, породившие эту привычку. Они же кроются в чувствах ребенка. Как мы уже сказали, привычка грызть ногти — это попытка изба­виться от напряженности и психологического дискомфор­та с помощью какого-то незначительного действия. Это как бы выход задавленной агрессивности, в то же время доставляющий удовольствие.

Если мы хотим исправить положение, мы должны сде­лать все возможное, чтобы изменить отношение ребенка ко всем привлекательным моментам, связанных с этим действом.

  1. Приятный момент. Хотя мы не всегда в со­стоянии «переключить» пальцы ребенка на другие, не ме­нее приятные занятия в ту самую минуту, когда он соби­рается грызть ногти, мы все-таки можем сделать его жизнь более веселой, если устраним некоторые из самых главных причин напряженности, угнетающей малыша. Возможно, в последнее время мы сами были слишком не­рвозны, или чересчур суровы с ним, либо очень строго на­казали его. Вероятно также, что мы излишне требова­тельны к нему. Не исключено, что отношения с братиком или сестренкой, какие-то недоразумения во время игры, тысячи всевозможных событий дня могли взволновать ре­бенка, вызвать у него раздражение, но ему не представи­лась возможность отвести душу. Нужно поэтому поста­раться снять его нервное напряжение и добавить в его жизнь веселья.
  2. Момент ребячества. Факт возвращения ребенка к детским привычкам должен подсказать нам, что мы не сумели вызвать у него желание расти. Конеч­но, мы ПОБУЖДАЛИ ЕГО расти, но, несомненно, ему чего-то недоставало — скорее всего, нашего одобрения. В этой ситуации все, что необходимо сделать, — это под­черкнуто вознаграждать ребенка за более взрослое поведение. Иногда достаточно ласкового слова или же про­сто погладить малыша по головке. Важно, чтобы ребенок понимал, что мы видим его заслуги и одобряем его по­ступки. Мы не должны наказывать его за ребяческое по­ведение: на эти моменты в его поведении следует как можно меньше обращать внимания.
  3. Агрессивный момент. Здесь нужно, во-первых, не придавать большого значения агрессивности ребенка, а это означает, что надо изменить и собственное поведение; во-вторых, позволять ему иногда свободно вы­разить свой гнев и свою враждебность. Другими словами, не переживать по поводу каждой такой вспышки. Ведь мы тоже иногда отводим душу. Если же будем постоянно лишать его возможности свободно выражать свои чув­ства, то добьемся только одного — они будут копиться в нем и переполнять его. В-третьих, поощрять социально приемлемые формы проявления враждебности и при слу­чайных домашних ссорах и во время игр в «воров и поли­цейских», «ковбоев» и «индейцев», на спортивных сорев­нованиях.
  4. Принудительный момент. Если следовать предлагаемым выше рекомендациям, сам собой найдется выход из положения.

Отучить ребенка грызть ногти гораздо легче, когда эта привычка только появилась, чем спустя несколько лет. К сожалению, большинство из нас слишком хорошо понимает это и потому спешит что-то предпринять как можно быстрее. Но тут самое главное — не переусерд­ствовать, а действовать правильно, то есть не спеша, спо­койно и в полной уверенности, что все будет хорошо.

Ра­зумеется, если бы мы и во всех других отношениях вели бы себя столь же разумно, очень возможно, дурная при­вычка и не появилась бы у ребенка. Но поскольку мы не можем переделать себя даже из любви к своему ребенку, попытаемся хотя бы сделать следующее по значимости усилие — умерим нашу склонность наказывать ребенка.

Мать, например, с такой строгостью наказывала сына за мастурбацию, что добилась своего — он прекратил это занятие, но через неделю начал грызть ногти. По суще­ству же, из этих двух зол мастурбация менее страшное, поскольку менее инфантильное занятие и ребенок сам легче преодолевает его.

Давление родителей почти всегда выливается в угро­зы, упреки, наказания. Отказ от таких форм воздействия сам по себе даст наилучший результат в предотвращении или избавлении ребенка от привычки грызть ногти.