Телевидение

Роль телевидения в воспитании ребёнкаНет ничего плохого в том, что наши дети смотрят телеви­зор. Это интересно и познавательно, во всяком случае в той же мере, в какой скучно и глупо. Конечно, можно найти куда более интересные развлечения, но кто ска­зал, что в жизни всегда нужно делать только самое при­ятное?

Вполне понятно, что мы беспокоимся, когда наши дети часами прикованы к экрану телевизора и это ме­шает им заниматься другими нормальными делами. К тому же часто ребята ведут себя так, словно наступит конец света, если они не смогут смотреть каждый, день передачи.

Больше всего нас огорчает, что дети тратят на все это много времени. Когда же мы пытаемся ограничить их сидение у телевизора, дети сердятся на нас, идут на компромиссы, дают обещания, которые потом никогда не выполняют. Они делаются враждебными и вынуж­дают нас спорить с ними и даже угрожать им. Отчего это происходит? Что нужно предпринять?

Причин много, и, только когда мы разберемся в них, можно будет принять профилактические меры. И тут предупредить вредные последствия гораздо легче, чем лечить.

  1. Ничто так не привлекает наше внимание, как что-либо движущееся. Полуторагодовалый ребенок может с интересом смотреть телевизионную передачу, хотя со­вершенно ничего не понимает, что же происходит на экране. То же самое относится и к 8-летнему ребенку, и к 18-летнему юноше, и к мужчине 48 лет. В самом деле, даже если передача не нравится, нам все равно трудно выключить телевизор. Само по себе движение на экране удерживает наше внимание. К тому же при­влекает и звук, сопровождающий события, которые про­исходят в телепередаче.
  2. Телевидение доступно. Достаточно нажать кнопку, чтобы получить любое зрелище. Не требуется совершенно никаких усилий.
  3. Телевизионные сказки доставляют детям большое удовольствие. Они позволяют им с легкостью фантазиро­вать, какие чудеса совершит волшебная палочка, мчаться на коне, преследуя бандитов, без труда переноситься на Луну. Благодаря телевидению они вполне реально пред­ставляют свои фантазии, видя их на экране, а не только в своем воображении. Кроме того, сериалы, которые повторяются изо дня в день, заставляют их регулярно смотреть передачи, чтобы узнать, чем же закончится та или иная занимательная история.

Это если говорить о завлекательности самого телеэк­рана. Но давайте подумаем, а в какой мере мы сами еще более усиливаем его заманчивость и создаем при­вычку постоянно смотреть телевизор?

Мы делаем это:

а)   когда придаем слишком большое значение самому факту покупки телевизора. Дети, родившиеся в доме, где он уже был, привыкают смотреть передачи, но освобож­даются от подобной привычки быстрее, чем в семьях, где с волнением ожидали приобретения телевизора;

б)  когда сами часто смотрим телепередачи, во всяком случае поначалу. Дети хотят разделять наши привилегии и подражают нам. Кроме того, они так же любопытны, как мы;

в)   когда мы ленимся и радуемся: пока дети сидят у экрана, они спокойны и нет нужды заниматься ими. Так мы сами потакаем им, подсказываем, как найти себе новое занятие, и успокаиваемся, раз они довольны;

г)   когда используем телевидение как награду, ска­жем, за то, что ребенок допьет молоко, вымоет руки или приведет в порядок свои игрушки.

Гражданка Р., например, обычно говорила: «Как пре­красно, когда в доме есть телевизор!» С его помощью, обещая детям разрешить посмотреть передачу, она до­бивалась от них чего угодно. Послушали бы вы, как она теперь жалуется на телевизор!

Я бы никогда не стал использовать разрешение посмотреть передачу как наг­раду. Во-первых, потому, что это рождает привычку; во-вторых, потому, что дети должны делать некоторые вещи автоматически, а не ради обещанной награды, и в-третьих, потому, что они постоянно будут увеличивать свои требования.

Лучший способ предотвратить обыкновение часами смотреть телевизор — САМИМ оставаться самым при­влекательным объектом в доме. Существует огромное множество игр, сказок, забав, которыми можно занять детей в конце дня. Если мы пренебрегаем этим, значит, телевидение не создало проблемы, но лишь помогло обнаружить этот пробел.

Вина не телеэкрана, а наша. Мы должны принять меры не только для того, чтобы избавить детей от дурной привычки смотреть все пере­дачи подряд, но и для того, чтобы улучшить отношения с ними. Имейте в виду, ребенок, который отталкивает нас, стремясь посмотреть передачу, будет пренебрегать нами и в других случаях.

Что же делать?

  1. Все необходимое, что мы рекомендовали для пре­дупреждения привычки часами сидеть у телеэкрана.
  2. Не упрекайте детей и не угрожайте им, так как подобные действия придают предмету ваших забот слиш­ком большое значение.
  3. Проводите с детьми больше времени, чаще играя с ними.
  4. Найдите и предложите детям какие-то новые заня­тия, требующие минимума времени на обучение, непре­менно кратких объяснений и живости движений. По­яснять что-либо надо, только когда дети сами спросят нас. Терпеливо отнесемся к их фантазиям и будем щедры на похвалы. Не станем мешать им играть так, как им нравится, если их привлекают игры с нами, не­важно — со шнурками ли от ботинок или с подъемным краном, — главное, чтобы им было весело.
  5. Наконец, ещё один совет: начинать игру нужно именно в то время, когда дети хотели бы посидеть у эк­рана. Если общаться с нами детям будет интереснее, чем с телеэкраном, они станут меньше просиживать перед телевизором. У нас же окажется меньше забот, а у них — скуки.