Хорошие манеры

Хорошие манеры Самый лучший способ привить детям хорошие манеры — постоянно показывать им пример. Если вы человек воспи­танный, вам не остается ничего другого, как только вести себя нормально. Подражая вам, ребенок без труда усвоит все правила приличия и будет воспитан именно так, как вам хочется.

Беда лишь в том, что не всегда это получается мгно­венно, а нам обычно не терпится сразу увидеть результат. Ребенок разговаривает по-детски, а нам хочется, чтобы он сразу вел светскую беседу. Некоторые родители убеждены: если не начать как можно раньше учить детей хорошим манерам, то позже привить их будет намного труднее.

Опыт показывает, однако, что это не так. В самом деле, всем известно, что легче научить ребенка чему-то, когда он уже к этому подготовлен. Но в первые 2—3 года жизни непосредственность ребенка еще очень велика, а общест­венные интересы слишком малы, чтобы у него появился хоть какой-нибудь стимул усвоить правила приличия.

Это верно, что добросовестные родители, действуя терпеливо и настойчиво, могут немного сократить время, необходимое, чтобы ребенок стал предельно вежливым. Но в таком случае есть опасность, что хорошие манеры поя­вятся у него в ущерб детской непосредственности и бес­хитростным чувствам. Такой ребенок, конечно, будет очень вежливым, но при этом окажется угнетенным, забитым и покорным.

Другая опасность кроется в нас самих. Дело в том, что лишь очень немногие из нас действительно воспитаны так, что отвечают собственным представлениям о хорошем тоне. Я, например, ни разу не встречала человека, который считал бы себя невоспитанным. А вы встречали?

Нужно ли говорить, что иногда мы умеем вести себя безукориз­ненно — на каком-нибудь официальном приеме, обеде, в гостях, — но, надевая домашние туфли, мы расслабляем­ся, и, согласитесь, отбрасываем все наши изысканные ма­неры частенько в сторону. А как раз дома нам нужно быть примером для наших детей.

Ведь именно в семье, где дети чувствуют себя так же, как и мы, непринужденно, сво­бодно, — мы нередко требуем от них вежливости. Но дети не понимают, почему в доме должно что-то измениться только потому, что ожидаются гости. Другими словами, бессмысленно думать, будто наши дети станут подражать лучшим проявлениям нашей воспитанности, если будут видеть, что НОРМА нашего поведения совсем иная.

Сами того не желая, мы учим детей воспитанности и невоспи­танности одновременно, вот почему им не всегда легко разобраться, каким же должно быть правильное по­ведение.

Человек, свободно чувствующий себя в обществе, ни­когда не станет заботиться о так называемых манерах и о том, что сказать и что сделать в той или иной ситуации. Те же из нас, кто не может быть непринужденным, обычно пытаются казаться лучше, чем они есть на самом деле, и, не умея держаться так же свободно, как дома, аффекти­руют на людях свои хорошие манеры.

Дети никогда не раз­деляют нашего общественного тщеславия; часто они просто не видят необходимости вести себя с кем-либо из наших знакомых иначе, чем обычно. А если и поступают так, то не всегда помнят о наших наставлениях на каждый случай.

Мы не только часто не замечаем, как держимся дома, но, что еще хуже, совершенно невоспитанно ведем себя с нашими детьми. Всегда ли мы говорим 3-летнему малышу «спасибо» и «пожалуйста»? Разве не перебиваем его в раз­говоре? А друзей его всегда ли мы встречаем и привет­ствуем так, как хотелось бы, чтобы они встречали и привет­ствовали нас? Разговариваем ли мы с ними таким же то­ном, как при наших гостях?

Будем искренни: большинству из нас трудно оставаться вежливыми со своим ребенком. Он ведь так мал, такая кро­ха, такой некультурный по сравнению с нами, что часто мы опускаемся до его уровня и не умеем поднять до своего… К несчастью, это лучший способ научить ребенка ПЛО­ХИМ манерам.

Имея в виду, что самое главное — всегда ПОДАВАТЬ ХОРОШИЙ ПРИМЕР, вот некоторые советы, которые помогут привить вашему ребенку хорошие манеры:

  1. Учите его хорошим манерам дома, а не на улице. Это будет менее затруднительно для него, и вы тоже будете чувствовать себя спокойнее.
  2. Сделайте из подобных уроков игру. Например, если ваш сын приглашен на день рождения к своему другу, по­говорите с ним следующим образом: «Денис, наверное, сам откроет тебе дверь и поздоровается. Тогда ты скажи ему: «Здравствуй, Денис, поздравляю тебя с днем рождения, вот тебе подарок». Денис будет очень доволен и сразу же захочет развернуть пакет, как сделал ты, когда мы празд­новали твой день рождения. Но тут он вдруг вспомнит о те­бе и скажет: «Спасибо за хороший подарок». Ты ответишь: «Пожалуйста!» Но Денис даже не услышит этого, потому что будет очень занят игрушкой, которую ты принес ему. Помнишь, как мы выбирали ее в магазине?» Или предпо­ложим, вы играли с сыном в продавца и покупателя. В этом случае допустимо сделать ему замечание за не совсем куль­турное поведение, потому что в ходе игры вы будете кри­тиковать не его самого, а продавца, которого тот изоб­ражает.
  3. Стараясь привить ребенку хорошие манеры, делайте это как бы случайно, незаметно, не спеша, терпеливо. Луч­ше напомнить ему, как нужно себя вести, чем кричать на него за то, что он не так поступил. Другими словами, не делайте из воспитания слишком серьезный урок для ре­бенка.
  4. Когда у вас гости, не зовите его, чтобы он сразу же продемонстрировал всю свою воспитанность. Пусть он сам придет в комнату, где вы находитесь, если захочет, и тогда, когда захочет. Не забудьте представить его вашим друзь­ям, но не делайте это как-то по-особенному и помните, что хороший хозяин, знакомя своих гостей друг с другом, не только назовет их по имени, но непременно скажет о каж­дом чтонибудь интересное.
  5. Сделайте так, чтобы ребенок всегда чувствовал себя легко и свободно с вашими друзьями, и тогда, вполне воз­можно, он охотно будет встречаться с ними и станет об­щительным. Расскажите ему о ваших друзьях, о тех, кого ждете в гости, — об их характерах, профессии — и объяс­ните, что, когда все соберутся, он может быть полезен, — может, например, принести салфетки, подать тартинки, может поужинать вместе со всеми и даже показать свои игрушки.
  6. Если ваш ребенок забывает благодарить или здо­роваться, делайте это за него, не настаивая, чтобы он неп­ременно проделал все сам. Мы ведь не хотим, чтобы он невзлюбил общение с людьми, а стремимся лишь пока­зать ему, как надо вести себя в этом случае.
  7. Пусть ребенок видит, что вы любите встречаться с людьми и поощряете его к этому. Вы преуспеете, если будете радоваться вашим друзьям.
  8. Будьте вежливы со всеми детьми.
  9. Все, что вы сделаете для того, чтобы установить с вашими детьми наилучшие отношения, поможет им при­обрести хорошие манеры, о которых вы беспокоитесь. Ведь ребенку захочется нравиться вам, и, что еще важнее, он будет стараться вести себя как вы.
  10. И наконец, не отчаивайтесь: ваш ребенок может быть жутким грубияном в 3 года, исключительно вежли­вым в 5 лет и снова чудовищно невоспитанным в 6. С его точки зрения, у него есть масса причин пренебрегать время от времени правилами хорошего тона. Но поведе­ние ребенка в дальнейшем почти всегда будет таким, как в лучший период его роста, а не в худший.