Неуверенность в себе

Неуверенность в себеНасколько изменилось наше отношение к детям за последние десятилетия, особенно заметно по тому, как мы стремимся, чтобы у них не возникало чувство неуверен­ности в себе. Термин «неуверенность» стал в наши дни столь же привычным, как и любое другое слово из оби­ходной семейной лексики.

Специалисты рекомендуют нам не огорчать своих детей, не разочаровывать их ни в чем, выделить им более важное место в семье и признать за ними бесконечно большую свободу самовыражения. Короче, советуют вести себя с детьми совсем не так, как, возможно, обращались с нами в нашем детстве.

Должно быть, именно поэтому нам очень трудно прийти к желан­ной цели. Мы облегчим задачу, если постараемся получ­ше понять, как сказывается чувство неуверенности на развитии ребенка и отчего оно возникает.

Чувство это вполне можно сравнить с ощущением страха. Разница между ними только в силе проявле­ния. Хотя неуверенность и может быть весьма ощутимой, страх тем не менее выражается обычно более явственно. Не так уж трудно понять, когда человеку страшно. Но нужно обладать довольно тонкой наблюдательностью, чтобы распознать, когда человек испытывает неуверен­ность в себе.

И то, и другое — составная часть одного и того же чувства — мучительной озабоченности возмож­ным негативным результатом каких-то ожидаемых собы­тий.

Это смутное и довольно неопределенное чувство оза­боченности проявляется весьма по-разному. Ребенок, ощущая себя очень несчастным, может стать робким, оз­лобленным, плаксивым, а также беспокойным, раздражи­тельным, неконтактным. Его неуверенность в себе прояв­ляется либо в крайней решительности его действий для достижения какого-то положительного результата, либо, наоборот, в полном безволии.

Он способен страдать от постоянного страха, что его накажут, отвергнут, прого­нят, куда-то отправят. У него могут появиться навязчи­вые нервозные привычки — он начнет сосать палец, грызть ногти, часто мочиться в постель, совершать непроизвольные спазматические движения.

Он может беспре­станно ссориться с товарищами и цепляться за мамину юбку, даже в каком-то плане производить впечатление ребенка с замедленным развитием. Но, самое главное, от всего этого страдает его способность жить в ладу с родителями. Не приходится поэтому удивляться, что при таком внушительном многообразии проявлений чувство неуверенности представляется нам весьма серьезным.

Отчего это чувство проявляется столь разнообразно и приводит к таким последствиям? Главным образом от­того, что все время, пока длится наше долгое детство, мы чувствуем себя совершенно беззащитными и беспомощ­ными, ничего не умея и не зная.

Словом, целиком зависим от мира, в котором повелевают взрослые. Ка­жется, что мы бесконечно долго живем среди гигантов и до тех пор, пока сами не станем такими же рослыми и независимыми, вынуждены терпеть множество разного рода неприятностей.

Самый надежный способ уберечь наших детей от по­добных опасений — укрепить в них уверенность, что ро­дители всегда рядом и готовы помочь им. Несомненно, родители это знают, но самое печальное то, что дети не всегда уверены в их чувствах. Ощущение это бы­вает у ребенка очень неопределенным, но, раз возникнув, живет в его душе очень долго.

Необходимость слушаться родителей кажется детям слишком дорогой платой за покровительство, которое они получают взамен. Они видят, что родители бывают иног­да любящими, а чаще нетерпеливыми и грозными.

Владик прерывает маму, когда та говорит по телефону с ба­бушкой, и она не сердится, даже позволяет ему пролепе­тать несколько слов в телефонную трубку. А через двад­цать минут, если он повторит то же самое, его наказыва­ют. Владик не понимает, что сейчас у мамы серьезный разговор с автомехаником: обсуждают стоимость ремонта машины.

Конечно, дети должны уважать дела родителей, но родители нередко нисколько не уважают занятия детей. Иногда взрослые вдруг окружают ребят повышенным вниманием, но потом ими совершенно пренебрегают. По­этому у детей есть все основания недоумевать и зада­ваться вопросом, действительно ли родители их настоя­щие друзья.

А малышам крайне необходима эта друж­ба. Ведь сами они еще не способны ни удовлетворить свои желания, ни даже выжить. Только родители могут сделать для них все необходимое, и малыши прекрас­но понимают это, во всяком случае больше, чем кажется взрослым. Короче говоря, в течение многих лет их уверенность держится полностью на нас, роди­телях.

Лучший способ дать детям почувствовать, что мы всегда рядом, всегда готовы прийти на помощь, — проявить безграничное терпение! Ничем больше так не подтверждается родительская любовь, как терпением. Желание понять ребенка и предоставить ему столько сво­боды, сколько необходимо для нормального развития, проявляется именно в каждодневном терпении.

А самая важная сфера наших забот касается основных жизнен­ных потребностей малыша: кормление грудью, отлучение от нее, питание, купание, отправление естественных нужд и так далее, то есть везде, где мы можем проявить заботу с первых дней жизни ребенка.

Здесь также любая попытка добиться быстрых успе­хов обречена на провал. Если мы станем выражать свое нетерпение, оно непременно передастся ребенку, потому что он не только во всем подражает нам, но еще и пото­му, что ему кажется, будто мы вообще настроены против него, не одобряем сам ФАКТ его существования, НЕ ХО­ТИМ, ЧТОБЫ ОН БЫЛ.

Это отнюдь не означает, что крики и строгость роди­телей уменьшают чувство уверенности у детей. Конечно, дети нуждаются в руководстве и указаниях, раз необхо­димо приспосабливаться к жизни среди людей, и нередко они сами спрашивают, что нужно делать. Объяснить им это можно, однако, тысячами способов, как бесконечны и возможности обнаружить строгость и недовольство. Терпение должно быть проявлено именно в этих случаях.

Понятно, что никто из нас не способен быть терпели­вым до бесконечности. Поэтому надо учитывать свой ха­рактер и свое настроение. Мы ведь тоже не всегда абсо­лютно уверены в себе и идеально уравновешены, а пото­му не следует претендовать на то, чтобы эти качества проявлялись у наших детей. Не очень умно пытаться дать другим более того, что имеем сами.

Если же ставить пе­ред собой недостижимые, нереальные цели, возникнут но­вые причины для нашей неуверенности. Вот еще один ключ для преодоления неуверенности наших детей: чем больше МЫ САМИ будем избавляться от напряженно­сти, тревоги и неуверенности, тем скорее освободятся от них и они.