Музыка

МузыкаВсе мы обычно радуемся, когда обнаруживаем у наших детей какие-нибудь незаурядные способности или талан­ты, нередко превознося до небес то, что в действитель­ности есть, а еще чаще — то, чего вовсе нет.

Конечно, было бы жаль не заметить настоящий талант, но наше чрезмерное усердие способно скорее уничтожить, нежели развить музыкальные склонности ребенка.

Большинство людей, как правило, проявляют тот или иной интерес к музыке, но лишь очень немногие отлича­ются особой склонностью к ней. И почти никогда не бы­вает, чтобы уровень способностей был равнозначен сте­пени интереса.

Задача, которая стоит перед нами, роди­телями, — ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ОБНАРУЖИТЬ ИХ СКЛОННОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИСУЩИЕ ИМ ИНТЕ­РЕСЫ. Это единственный способ научить детей получать удовольствие от того, что они делают.

В течение многих лет мы должны обращать внимание не на успехи в музы­ке, а на то, доставляют ли музыкальные занятия удовольствие ребенку, и одобрять именно это. При­учать детей к регулярным музыкальным занятиям сле­дует очень осторожно. Особенно вредно настаивать на каждодневных упражнениях.

Поначалу ребенка привле­кают звуки и ритмы, но как только мы принуждаем его чрезмерно заниматься музыкой, то невольно гасим его удовольствие своими рассуждениями и мнениями, которые он вряд ли способен усвоить. В крайних случаях музыкальный инструмент сам по себе становится симво­лом материнского или отцовского давления и психичес­кого напряжения, связанного с ним.

Чтобы побуждать ребенка любить музыку, мы должны прежде всего: во-первых, отнестись к музыке как к развлечению и самовыражению личности, а во-вторых, сделать так, чтобы ребенок просил нас научить его чему-то еще помимо того, что он узнал на уроке.

Разумеется, прежде всего нужно, чтобы и сами мы непременно искренне любили музыку, то есть относились бы к ней не с религиозным пиететом, а как к удоволь­ствию, и сделали бы это очевидным и для детей. Мы должны показывать им, что музыка поднимает настрое­ние, улучшает наше самочувствие, а не превращает нас в отрешенных от мира существ, к которым нельзя и при­коснуться, пока они слушают ее. Надо петь вместе с деть­ми и чаще слушать с ними музыку, а еще важнее непре­менное участие в их музыкальных занятиях.

Другое условие: когда ребенок начинает учиться игре на каком-нибудь инструменте, отнесемся к его инструменту как к игрушке. Именно потому, что это сложная игрушка, не следует ждать, что у ребенка сразу же все получится хорошо. Нужно ли говорить, что педагог, кото­рого мы приглашаем, должен разделять нашу точку зре­ния.

Мы можем время от времени напоминать ребенку, что чем лучше мы владеем инструментом, тем большее удовольствие он доставляет нам. Важно, чтобы учение превратилось в развлечение. Если ваш ребенок просит дать ему выучить какую-нибудь небольшую сонату или желает получить несколько дополнительных уроков, можно поинтересоваться, действительно ли он хочет уде­лить музыке столько времени.

Очень важно, чтобы ре­бенок сам хотел заниматься, а не подчинялся воле ро­дителей. Его решение должно выражать ЕГО интересы, а не НАШИ, поскольку очень трудно продолжать любить музыку только для того, чтобы доставить удовольствие родителям.

Ребенок, обладающий исключительными музыкаль­ными способностями, обычно гораздо спокойнее относит­ся к давлению родителей, потому что получает удоволь­ствие от игры и похвалы. Но и тут есть опасность пере­гнуть палку. Точно так же как малыш срыгивает пищу, которую его заставляют есть насильно, музыкально ода­ренный ребенок может возненавидеть музыку из-за  чрезмерного давления окружающих.

У такого ребен­ка возможны и трудности другого рода. Занятия музыкой нередко на многие часы отдаляют его от других детей, замедляя его социальное и психологическое развитие, потому что время, которое он проводит со сверстниками, сильно сокращается. Крайне важно, чтобы родители та­кого ребёнка умерили бы несколько свои восторги и сде­лали бы все возможное для его нормального развития.

Словом, хотя музыка и дает детям прекрасную возможность проявить свои обычные или выдающиеся спо­собности, мы не должны терять чувства меры. Большое благо, если мы приблизим наших детей к музыке без на­жима, словно играючи, сделав музыкальные занятия приятными. Тогда они смогут получать удоволь­ствие и от всего остального, что окружает их, чем они обычно интересуются по мере своего взросления.