• Сб. Авг 15th, 2020

Будь здоров!

Если хочешь — будь здоров!

Наказание

НаказаниеВсем приходится наказывать своих детей, даже тем, кто считает, что этого делать нельзя. Поначалу может пока­заться, будто мы прибегаем к наказаниям, чтобы заста­вить детей повиноваться и исправиться, но по существу мы чаще всего проявляем таким способом наше терпение и наш гнев.

Я лично очень сомневаюсь, что наказания могут найти какое-нибудь оправдание, если применяются для воспи­тания детей. Во всяком случае, нужно, вероятно, немало поломать голову, чтобы отыскать такое оправдание.

Вот некоторые опасности, которые всегда таятся, ког­да применяются наказания:

  1. Очень часто наказание не исправляет поведение ребенка, а лишь преображает его. Один проступок заме­няется другим, по-прежнему остающимся неправильным, еще более вредным для психического здоровья ребенка. Маленького Артёма так отругали и так строго на­казали, что он перестал заниматься мастурбацией, но желание у него не пропало — напротив, к нему еще до­бавился комплекс вины. Мальчик стал все время трогать руками разные вещи, окружавшие его, но лишь спустя много времени родители заметили в его поведении нечто странное.
  2. Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отвергнутым и нередко начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
  3. У наказанного ребенка может возникнуть враждеб­ное чувство к родителям, и это породит в его сознании чудовищную дилемму. С одной стороны, родители — взрослые, против них восставать никак невозможно, а с другой — он еще слишком зависит от них, чтобы извле­кать пользу от своей вражды, не говоря уже о том, что он все-таки любит своих родителей. И едва в нем объеди­нятся эти два чувства — любовь и ненависть, — как сразу же возникнет конфликт.
  4. Частые наказания так или иначе побуждают ребен­ка оставаться инфантильным. Обычно его наказывают за какую-нибудь ребяческую проделку. Например, за то, что он намочил или испачкал штаны, напроказил, и прежде всего за что-то недозволенное, чего делать нельзя. Но желание достичь запретного не пропадает, и ребенок ре­шает, что, пожалуй, не стоит от него отказываться, если можно расплатиться всего лишь наказанием. То есть он может делать все, что захочет, а рассердив родителей, терпит наказание, чтобы расплатиться, очистить совесть и продолжать поступать в том же духе — и так до беско­нечности.
  5. Наказание может помочь ребенку привлечь к себе внимание родителей. Хотя детям нужна прежде всего ро­дительская любовь, они часто ищут даже такую жалкую ее имитацию, как простое внимание, ведь порой гораздо легче привлечь внимание родителей, делая какие-нибудь глупости, чем оставаясь все время добрым и по­слушным». Например, Анжела просит маму поиграть с ней, но знает, что тотчас услышит в ответ: «Мне сейчас некогда. Почему ты не хочешь быть умницей и пойти по­играть в сад?» Тут Анжела быстро соображает, что, если утащить из кухни сковородку или еще что-нибудь, мама сразу же бросит свои дела и найдет время поговорить с ней. Речь может идти не только о добром  внимании со сто­роны родителей — неважно: все равно, было бы внимание.

Учитывая психологический риск, связанный с наказа­нием, справедливо задать вопрос: чем можно заменить его?

  1. Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
  2. Объяснением. Объясните ребенку, ПОЧЕМУ его поведение неправильно, но будьте предельно крат­кими.
  3. Отвлечением. Постарайтесь предложить ва­шему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется.
  4. Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь — подождите, пока поступок повто­рится.
  5. Наградами. На худой конец, они более эффек­тивны, чем наказания. Если вы похвалили ребенка за хо­рошее поведение вместо того, чтобы считать его обыч­ным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать вашу похвалу. Даже если понадобится много времени, вы сможете изменить поведение своих детей со­вершенно безболезненно по сравнению с тем вредом, ко­торый принесет наказание.

Если наказание применяется в дисциплинарных целях, оно будет эффективно лишь в отдельных случаях. Шлепать детей вообще не рекомендуется. Когда же вы НАКАЗЫВАЕТЕ ребенка, лишая его какой-либо привилегии, которая у него была, то непременно добьетесь хороших результатов.

И это лучше, чем кричать на него, сердиться или требовать расплаты, словно торговец. Напомните ре­бенку, что вы его предупреждали — обещали, например, не дать сладкого, если он будет плохо себя вести, — и вот теперь держите свое слово.

Не надо прибегать к наказаниям раньше, чем ребенку исполнится 2,5—3 года. Он должен быть в состоянии понять цель наказания — научить ребенка правильно вести себя. Связь между одним и другим может быть такая: ваш ребенок должен видеть наказание, как резуль­тат каких-то своих неверных поступков, а не как про­явление вашей злой воли.

Рекомендуется иногда пошутить по поводу наказания и даже придумать какую-нибудь игру, чтобы ребенок тоже имел повод наказать вас. Если он почувствует, что и вы подчиняетесь этим правилам, он меньше будет сердиться, когда вы примените эти правила к нему.