Адаптация

АдаптацияАдаптация (в переводе с лат. — прилаживание, приспо­собление) — одно из ключевых понятий, употребляемых сегодня в психологии.

Оно подразумевает психическое здоровье личности, то есть гармонию с самим собой и окружающим миром. Точно так же, как о здоровом или больном человеке, можно говорить о приспособленном к жизни или неприспособленном.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ЗДОРОВЫ ЛИ НАШИ ДЕТИ ДУШЕВНО, ИЛИ, ИНЫМИ СЛОВАМИ, АДАПТИРО­ВАНЫ ЛИ ОНИ?

Судить об их физическом здоровье довольно просто. Если они ведут себя не совсем обычно или у них плохой цвет лица, мы щупаем лоб, ставим гра­дусник, осматриваем язык либо спрашиваем, что у них болит.

Примерно то же самое делает врач, чтобы поста­вить диагноз. С помощью инструментов он обследует больного, устанавливая объективные данные о болезни.

Гораздо труднее определить психическое состояние на­ших детей. Об этом хорошо сказала одна женщина.: «Когда у моего четырехлетнего сына поднимается температу­ра, я точно знаю, что это пройдет. Но могу ли я быть столь же уверена, что у него исчезнут некоторые неприят­ные черты характера, появившиеся в последнее время? Иногда я спрашиваю себя, не являются ли они началом чего-то более опасного, что проявится позже.

Как оце­нить эти изменения? Как узнать, не являются ли они признаком того, что психологи называют недостаточной адаптацией к окружающей обстановке?»

Встречались ли вам когда-нибудь люди, которые не считали бы себя прекрасными родителями? Трудно судить о ребенке, упрям он или упорен, смел или агрес­сивен, хорошо воспитан или робок, лишь по тому, что он отстает в развитии.

Точно так же и вам как матери труд­но разобраться, любящая ли вы мать или подавляющая волю своего ребенка, действительно ли вы понимаете своего сына или заблуждаетесь на этот счет, представляя себе идеальный образ, созданный вашим воображением. Способны ли вы понять, что в его поведении действи­тельно зависит от собственного характера, а что от ро­дительского внушения?

Вот ряд вопросов, которые могут быть вам полезны:

  1. Легко ли рассмешить вашего ребенка?
  2. Как часто он капризничает? Реже одного-двух раз в неделю?
  3. Ложится ли спать спокойно, не выводя из терпе­ния всех домашних?
  4. Все ли он ест, достаточно ли, не капризничает ли при этом?
  5. Имеются ли у него друзья, которые хорошо отно­сятся к нему и с которыми он охотно играет?
  6. Часто ли он выходит из себя?
  7. Всегда ли нужно присматривать за ним?
  8. Удается ли ему ночью не мочиться в постели?
  9. Нет ли у него привычек сосать большой палец, часто хныкать или слишком много фантазировать?
  10. Можете ли вы оставить его где-то одного, не опа­саясь, что он расплачется, да так, словно вы покидаете его навсегда?
  11. Хорошо ли он ведет себя со сверстниками, не нуждается ли при этом в особом присмотре с вашей сто­роны?
  12. Нет ли у него каких-нибудь незначительных стра­хов?

Если вы можете дать положительный ответ на каж­дый из этих вопросов, значит, вы прекрасно воспитали вашего ребенка и можете быть спокойны — он отлично адаптирован к жизни. Однако на самом деле лишь очень немногие родители могут так ответить на все вопросы, ибо мы растим обыкновенных людей, а не богов.

Полной адаптации, к сожалению, не бывает, и самое лучшее, на что можно рассчитывать,— как можно ближе подойти к идеалу психического здоровья. Посмотрите, сколько «да» и сколько «нет» в ваших ответах. Если пре­обладают отрицательные ответы, обратитесь к психологу или специалисту по воспитанию детей.

А если же, напро­тив, больше положительных ответов, вам остается только поздравить себя с хорошим результатом. И не пережи­вайте чересчур из-за некоторых отрицательных ответов, а то их станет еще больше.

Несколько слов об этом вопроснике. Он носит чисто вспомогательный характер. Не все положения в нем оди­наково важны. В каких-то случаях вам, вероятно, легче ответить «иногда» вместо определенных «да» или «нет». Цель вопросника помочь вам обратить особое внима­ние на главные моменты в поведении вашего ребенка, а не в том, чтобы внезапно превратить вас в превосходного диагноста. Имейте также в виду, что вопросы эти применимы к детям от 3 до 6 лет. И чем старше ребенок в этом возрастном пределе, тем они полезнее.

А до 3 лет самым важным показателем жизнестой­кости малыша являются его основные привычки: пита­ние, отношение к соске, отправление естественных нужд. Тут слишком быстрое или чересчур замедленное разви­тие может стать предвестником последующих осложне­ний.

Если в 2 года малыш еще не может отказаться от соски, возможно, в 6 лет он окажется недостаточно раз­витым в чем-то другом. Или же ребенок, начавший рань­ше времени проситься на горшок, спустя 2 или 3 года станет делать это неохотно, а то и вовсе забудет о своей привычке.

Вообще же у нас есть основания полагать, что ма­лыш хорошо адаптирован, если из его поведения исклю­чены:

КРАЙНОСТИ. Например, излишняя активность и чрезмерная пассивность.

ВОЗВРАТ К БОЛЕЕ РАННИМ ПРИВЫЧКАМ. Скажем, ребенок уже несколько месяцев ел самостоятельно и вдруг снова требует, чтобы его кормили с ложечки.

ОТСТАВАНИЕ В РАЗВИТИИ ОТ СВЕРСТНИКОВ. К примеру, ребенок в 4 года разговаривает как в 2,5.

НЕПРЕКРАЩАЮЩИЕСЯ ТРУДНОСТИ В ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ВЕЩАХ. Например, если кормление ре­бенка остается проблемой.



Comments are closed.