Самоподкрепление

СамоподкреплениеСамоподкрепление относится к числу так называе­мых контролирующих реакций саморегуляции жизне­деятельности.

Поскольку деятельность человека опре­деляется не только внешними обстоятельствами, но и внутренними побуждениями, положительными или от­рицательными реакциями как на эти обстоятельства, так и на результаты своих действий в этих обстоя­тельствах, то и результат, и сами действия обязатель­но оцениваются с точки зрения индивидуального, лич­ностного стандарта, то есть контролируются.

Стандарт, так сказать, контрольный эталон, устанавливается са­мим субъектом или берется, заимствуется им в каче­стве обязательного для себя. Таким образом, наиболее общая основа, условие и источник самоподкрепления заключены в самом субъекте, базируются на механиз­ме самоконтроля. Человек может достаточно свободно распоряжаться им, подкрепляя себя, свои реакции или не подкрепляя их в зависимости от того, устраивают они его или нет.

В процессе самоподкрепления или самооценки проявляется существо человека, автоном­ность его действий, отношение к внешним обстоя­тельствам. Можно привести массу примеров того, как находя­щиеся в одних и тех же условиях и действующие в одном и том же направлении люди добивались сильно отличающихся результатов.

Реакции самоподкрепления (или самонаказания) регулируют поведе­ние человека постоянно и непрерывно, включаясь в зависимости от ситуации. По существу, это две стороны одного и того же процесса сознательной регуляции жизнедеятельности. Например, типичное самоподкрепление — выход в кино, театр, то есть предоставление себе отдыха после хорошо выполненной сложной ра­боты.

Примером самонаказания могут быть все те же ситуации, но со знаком минус, то есть когда субъект лишает себя того или иного удовольствия из-за пло­хих результатов какой-то деятельности.

Многие специалисты (например, американский био­психолог Карен Прайор) считают самоподкрепление одним из наиболее полезных и действенных психоло­гических механизмов в саморегуляции поведения че­ловека. Особенно большое значение придается поло­жительному самоподкреплению. В ходе исследований Прайор выявила интересную закономерность.

Люди почему-то часто пренебрегают самоподкреплением. От­части потому, что склонны требовать от себя гораздо больше, чем от других. Поэтому, считает Прайор, мы часто по нескольку дней не расслабляемся, пере­ходя от одной задачи к другой, от нее к третьей, не замеченные и не отблагодаренные даже самими собой. Такое лишение себя подкреплений и есть один из основных факторов повышения нервозности и деп­рессий.

Мы должны подкреплять себя здоровыми спо­собами — часом досуга, прогулкой, беседой с друзьями или хорошей книгой. К сожалению, еще бытуют и нездоровые способы положительного подкрепления: си­гаретой, пивом, пищей, от которой появляется лиш­ний вес, сидением допоздна, сном до обеда и т. п.

Возьмем один из многочисленных примеров дейст­венности положительного самоподкрепления, приве­денных Прайор. Страстный любитель игры в сквош (нечто вроде тенниса) решил проверить на опыте эффективность самовознаграждения за хорошие удары.

Сначала, го­ворил он, я чувствовал себя жутким дураком, приго­варивая при каждом удачном ударе: «Хорошо, Пит, молодец». Но потом моя игра начала улучшаться. Я побеждаю тех, у которых прежде не мог выиграть даже очко. И я получаю гораздо больше удовольст­вия. Я не ору на себя все время, не злюсь и не рас­страиваюсь. Если удар не получился, ничего страшно­го, следующие будут хорошими. Мне теперь просто смешно, когда кто-нибудь другой делает ошибку, бе­сится, бросает ракетку. Я знаю — это его игру не улуч­шит.

Процесс самоподкрепления включает несколько ста­дий:

  1. Прежде чем что-либо делать, человек обычно стремится представить желаемый результат, свои действия по его достижению, проверить возможности их осуществления, пути реализации своих намерений, то есть провести как бы самопроверку.
  2. Второй стади­ей процесса самообщения будут самооценка, умствен­ная деятельность по сличению предполагаемого ре­зультата действия с имеющимся или субъективно принятым, выбранным эталоном (стандартом). Эталон, стереотипы целей и средств их достижения формиру­ются в процессе жизни индивида, в результате усвое­ния им социальных норм, пропущенных через инди­видуальный опыт.
  3. После этого наступает третья стадия общения с собой, собственно самоподкрепление, которое, как уже говорилось, бывает положительным или отрицатель­ным. В первом случае действие имеет законченный характер, во втором — оно повторяется или ищутся иные, более эффективные его варианты.

Процесс самоподкрепленин включает многие составляющие обще­ния с собой: внутреннее проговаривание похвалы или порицания, оценку собственных достижений (сопостав­ление с достижениями и действиями других людей) и т. д.

В реальной жизни эти стадии внутреннего общения людьми, как правило, не осознаются и мо­гут быть вычленены только экспериментальным пу­тем. Однако в целях сознательной саморегуляции их полезно знать и различать, с тем чтобы мето­дически оправданно воздействовать на ту или иную стадию самоподкрепления, повысить их эффектив­ность.

Наиболее положительно зарекомендовала себя в практике саморегуляции состояний методика самоодобрения. Самоодобрение вовсе не сводится к тому, чтобы как можно крепче закрывать глаза на собст­венные недостатки.

В основе методики действительно лежит операция одобрения каких-то своих действий, планов, итогов и результатов. Все дело, однако, за­ключается в том, что и как одобрять, то есть прежде всего в характере оценки, ее непредвзятости, объек­тивности и реалистичности.

Верное понимание причин собственных недостатков, страхов и неудач позволяет более спокойно и выдержанно относиться к таким же недостаткам у других и, следовательно, разумнее ори­ентироваться в жизни, прежде всего своей собст­венной, находить пути к согласию с самим собой, одоб­рять действительно стоящие поступки.

Американский психолог И. Атватер выделил ряд психологических установок и качеств личности, само-формирование которых в себе, по его мнению, подни­мает уровень самоодобрения, способствует жизненной устойчивости личности, так как поддерживает ее спо­собность удерживать инициативу, оборачивать склады­вающиеся ситуации в свою пользу.

Приведем эти ус­тановки и качества:

  • Верность своим принципам, несмотря на противо­положные мнения других, в сочетании с достаточной гибкостью и умением изменить свое мнение, если оно ошибочно.
  • Способность действовать по своему усмотрению, не испытывая чувства вины и сожаления в случае неодоб­рения со стороны других.
  • Способность не тратить время на чрезмерное бес­покойство о завтрашнем и вчерашнем дне.
  • Умение сохранять уверенность в своих способно­стях, несмотря на временные неудачи и трудности.
  • Умение ценить в каждом человеке личность и чув­ство его полезности для других, как бы он ни отли­чался уровнем своих способностей и занимаемым по­ложением.
  • Относительная непринужденность в общении, уме­ние как отстаивать свою правоту, так и соглашаться с мнением других.
  • Умение принимать комплименты и похвалу без при­творной скромности.
  • Умение оказывать сопротивление.
  • Способность понимать свои и чужие чувства, уме­ние подавлять свои порывы.
  • Способность находить удовольствие в самой разно­образной деятельности, включая работу, игру, общение с друзьями, творческое самовыражение или отдых.
  • Чуткое отношение к нуждам других, соблюдение принятых социальных норм.
  • Умение находить в людях хорошее, верить в их порядочность, несмотря на их недостатки.

Таким образом, существование различных методик само-одобрения заключается в формировании внутренней установки, положительного отношения к самому себе, к своим целям и способам деятельности.

Самоодобрение создает ощущение внутренней свободы и раско­ванности, приводит психику в уравновешенное состоя­ние, позволяет проявиться самокритичности, более точ­ному и ясному, открытому и честному выражению мыс­лей и чувств. В таком состоянии человеку много легче бывает думать, принимать решения, действовать.



Comments are closed.