Способы регуляции психики

Способы регуляции психикиСегодня, современный человек шагнул далеко вперёд. Мы бороздим моря и океаны, летаем в космос, осваиваем нано-технологии, но так и не научились излечиваться от болезней. Напрашивается вопрос: Почему?

Да потому, что идя по технократическому пути мы свернули совсем не туда… Мы так и не усвоили урок, что излечиться с помощью таблеток не получится НИКОГДА(!), пока мы не излечим ДУШУ, или своё подсознание, своё второе «Я», называйте это как хотите, кому как будет угодно.

Ещё совсем недавно, мы осмеивали шаманство, считая это полной бредятиной и уделом невежества. Сегодня всё больше учёных мужей сходятся в том, что как раз невеждами являемся мы с вами — современные люди мегаполисов, которые утратили связь с природой и знаниями предков.

Как оказалось, процессы общения с собой играют в общей системе психофизиологической регуляции состояний и поведе­ния человека роль высшего механизма самоорга­низации психики. В обычных условиях мотив психи­ческой регуляции, ее основной движитель и пусковой механизм.

Саморегуляция совершается, как правило,неосознанно, интуитивно, «автоматически».В особых, трудных или экстремальных, условиях деятельности, когда внешние или внутренние факторы вызывают нарушение нормальной деятельности функ­циональных систем, возникает естественная потреб­ность восстановить равновесие, сбалансированность психических процессов.

В результате осознания си­туации появляется мотив того или иного действия или деятельности в целях приспособления к нестандарт­ной обстановке, происходит активизация системы пси­хической саморегуляции, человек ощущает необходимость «собраться», перестро­иться. Это и есть начало рефлексии, когда чаще всего опускается механизм общения с собой, механизм ана­лиза и оценки, выработки и принятия решений.

В зависимости от содержания задач, которые прихо­дится при этом решать, различают три уровня психи­ческих действий:

  • эмоционально-волевой;
  • мотивацион­ный;
  • личностный.

Общение в памяти. Большинство задач решается и реа­лизуется в форме общения в памяти. Этот вид общения имеет мно­жество вариантов, но наиболее распространенными из них можно назвать два.

Первый — это когда человек «общается» со своими прежними мыслями, второй — с актуализируемыми образами других людей.

В самообщении происходит своего рода диспут между двумя равно активными половинками «Я», которое расслоилось на «Я» и «Ты», на двух субъектов. В результате такого внутреннего диалога становятся возможными два исхода: нормальный и па­тологический.

При первом возникает более высокая мера общности двух «половинок» личности. При вто­ром, патологическом, эти «половинки» не находят «общего языка» и обособляются друг от друга или даже становятся враждебными одна другой, ощуща­ют взаимную несовместимость, невозможность нахо­диться под крышей одного сознания. Это может вести к болезненной утрате личностью чувства единства своего «Я» или даже к самоуничтожению — из-за не­возможности существования при такой степени душев­ного разлада, психологической конфликтности.

КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБОВ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИКИ

Регуляция психической активности за счёт информационно-энергетического притока:

Информационно-энер­гетический уровень регуляции является базовым и обеспечивает необходимую степень энер­гетической мобилизации физиологических систем для оптимального функционирования психики. Нормальная деятельность человека без регулирования энергетиче­ского обеспечения психических функций, поддержания определенного их тонуса, если верить разработанной в свое время американским психофизиологом Г. Фри­меном теории, практически невозможна.

Режим работы психики определяется той задачей, которая решается в данный момент, и соответствующим ее энергетиче­ским обеспечением. Так, чрезмерная психическая ак­тивность, возникающая в результате избытка нервной энергии, приводит к ее разрядке через речевые, дви­гательные и физиологические реакции внутренних ор­ганов.

Наоборот, недостаток психической активности сопровождается включением механизмов мозга, вызы­вающих местное или общее напряжение скелетных мышц, которые при этом вырабатывают большое коли­чество нервных импульсов, поступающих в головной мозг, и тем самым повышают уровень его бодрство­вания.

Важнейшим фактором саморегуляции психического тонуса человека является сознание (и са­мосознание как его часть), отражающее социальную деятельность во всех ее многообразных проявлениях.

Эмоционально-волевые способы саморегуляции:

К названному уровню психической регуляции принято относить комплекс свойств, особенностей и возмож­ностей человека, реализующихся с участием волевых процессов.Этот уровень психической саморегуляции широко известен под термином «самообладание». В со­держание этого понятия в качестве составляющих вхо­дят умение владеть собой, своими действиями и по­ступками, переживаниями и чувствами, способность сознательно поддерживать и регулировать свое само­чувствие и поведение в экстремальных ситуациях.

Каждое волевое действие проходит несколько этапов: определение цели и осознание самого стрем­ления к ее достижению; представление о спектре возможностей достижения цели; появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности; борьба и выбор мотивов, принятие одной из возмож­ностей в качестве решения; реализация принятого решения.

В повседневной жизни чаще всего работают укоро­ченные варианты реализации волевого действия. Само же волевое действие, в любом виде его проявле­ния, конечный результат более или менее сложной «обработки самого себя», то есть результат общения с собой.

Использование эмоционально-волевого компонента саморегуляции возможно в различных целях, от ожив­ления однообразной обстановки до серьезной работы по обоснованию собственной жизненной позиции, об­раза действий.

Мотивационные типы саморегуляции:

В повседневной жизни мы все наши действия настоль­ко прочно связываем с определенными внутренними побуждениями, целями и стремлениями, что встречаю­щиеся немотивированные поступки закономерно отно­сим к психическим отклонениям. Зависимость эта у человека бывает настолько однозначной, что можно говорить о том, что любые процессы саморегуляции начинаются ссаморегуляции мотивации.

Для психологов, изучающих поведение человека, после выяснения того, как оно осуществляется, всегда бывает важно ответить на второй вопрос; почему оно реализуется так, а не иначе, какая в каждом конкрет­ном случае мотивация определяет направленность по­ведения?

Диапазон мотивов, определяющих поведение, види­мо, так же широк, как и спектр индивидуальных раз­личий людей, способов и причин организации ими своей мотивации.

Самокорректировка личности:

Данный раздел о способах регуляции психики заключается в том, что личностные уровни регуляции жизнедеятельности мо­билизуются в тех случаях, когда надо переделывать не обстоятельства, не жизнь, а самого себя, личност­ные свои ценности и психологические установки.

Человек недооценивает роль своей психики на его здоровье, а зря…. Дальнейшие статьи дадут вам ключ к пониманию того, что есть наша психика, как её регулировать и как налаживать диалог со своим подсознанием, со своим вторым «Я», которое, (к незнанию многих), как раз и отвечает за нашу психику и наше психическое поведение.



Comments are closed.