Единственный ребёнок

Единственный ребёнокНа этот счет существует две наиболее распространен­ные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказы­вается более эмоционально устойчив, нежели другие де­ти, потому, что не знает волнений, связанных с сопер­ничеством братьев.

Вторая: единственному ребенку при­ходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему недостает брата или сестры.

Что бы там ни говорили пси­хологи, жизнь одного-единственного ребенка в семье не­редко складывается так, что подтверждает именно эту, вторую, точку зрения. Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными, и тем не менее встречаются на­столько часто, что было бы глупо их не замечать.

Бесспорно, родители, имеющие единственного ребен­ка, обычно уделяют ему чрезмерное (!) внимание. Ко­роче, они слишком заботятся о нем только потому, что он у них один, тогда как на самом деле он всего лишь первый. И действительно, немногие из нас способны спокойно, со знанием дела обращаться с первенцем так, как мы держимся потом с последующими детьми.

Главная причина тут — неопытность. Имеются, однако, и другие основания, обнаружить которые не так-то легко. Если не касаться некоторых ограничений физического порядка, одних родителей пугает ответственность, которую накла­дывает на них появление детей, другие опасаются, что рождение второго ребенка скажется на их материальном положении, третьи, хотя никогда не признаются в этом, просто не любят детей, и им вполне достаточно одного сына или одной дочери.

Так вот, хотя могут найтись и другие, столь же весо­мые причины, даже те, которые мы назвали, вполне мо­гут обусловить именно такое чересчур заботливое внима­ние к ребенку. Неопытный, неуверенный в своих силах че­ловек, не очень любящий детей, чувствует себя обязан­ным больше заботиться о единственном чаде, чтобы по­давить или скрыть чувства, какие мешают ему создать большую семью.

Несмотря на некоторую непрочность материального положения, подобные люди, как правило, тратят гораздо больше денег на единственного ребенка, чем люди, имеющие несколько детей. Такой человек пре­одолевает свою неопытность с помощью чрезмерной осто­рожности по отношению к ребенку, и тем самым лишь под­ливает масла в огонь.

Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно определенное название — теплич­ные условия, когда ребенка холят, нежат, балуют, ласкают — одним словом, носят на руках. Из-за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неиз­бежно замедляется.

В результате чрезмерной сни­сходительности, которой мы окружаем его, он непремен­но столкнется с очень серьезными трудностями и разоча­рованиями, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать вни­мания, к какому привык в доме родителей.

По этой же причине он слишком серьёзно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кру­гозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему че­ресчур большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей.

Он начнет уходить от контактов, уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сест­рами родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем со­обществе.

Как предотвратить все это? С помощью второго ре­бенка — скажут многие из вас. И это верно, но если не­которые особые проблемы и можно разрешить подобным путем, то где уверенность, что стоит родить еще одного ребенка, как мы сразу же добьемся полной адапта­ции первого. В любом случае нужно всеми силами прео­долевать наше стремление растить ребенка в тепличных условиях.

О ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА ЛУЧШЕ ВСЕГО ГОВОРЯТ ЕГО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ. К тому же это именно тa область, где мы способны многое сделать для предотвращения ти­пичных для единственного ребенка проблем. И самое главное, — как можно больше расширять его кон­такты с окружающим миром.

Если у ребенка много друзей и он хорошо чувствует себя с ними, значит, мы не слишком опекали его и не мешали ему обрести их. Позво­ляя ребенку все, что делают другие дети в его возрасте, мы даем ему возможность понять, как надо вести себя в компании сверстников, не выделяясь среди них. Чем больше он будет думать и поступать так же, как другие, тем меньше он станет чувствовать себя «единственным ребенком».