Школа

ШколаВ последние десятилетия наш интерес к школе вырос неизмеримо, поскольку мы все больше значения придаем образованию детей и их умственному развитию.

Поэтому если у вас есть возможность выбрать для своего ребенка ту или иную школу из числа государственных или част­ных, прежде всего надо, во-первых, определить, какую пользу вы ждете от нее, во-вторых, понять, на что сле­дует обратить внимание, чтобы оценить, устраивает ли вас данная школа.

Нет нужды говорить, что каждый родитель стремится дать своим детям нечто из ряда вон выходящее. Одних интересует прежде всего, насколько серьезное образо­вание можно получить в школе, других особенно волнует социальный статус учеников, с которыми придется об­щаться их детям.

Прежде чем знакомиться с КАКОЙ БЫ ТО НИ БЫЛО школой, нам нужно составить для себя четкое представление, чего же именно мы хотим. Мнения людей относительно школы очень разные. Одни фетишизируют некоторые особые методы преподавания, другие, напротив, не придают им никакого значения.

Если мы считаем, что лучшей системой является та, в которой уделяется много внимания каждой отдельной личности, нас не устроят школы, где в классах много учеников. Если мы убеждены, что школы с первого же класса должны быть разделены на мужские и женские, нам не подойдут учебные заведения, где мальчики и де­вочки учатся совместно. Во всех подобных случаях наше мнение не касается самой школы, а показывает, отвечает ли она НАШЕМУ представлению о ней или нет.

Как бы мы ни были уверены в справедливости собст­венного мнения, важно понять, на чем основана наша оценка. Дело в том, что лишь очень немногие из нас обладают настолько широким кругозором и уровнем об­разования, чтобы иметь право не сомневаться в верности выбора школы.

Проще всего, конечно, присоединиться к общему мнению о системах обучения, поскольку само­стоятельный углубленный анализ требует массы сведе­ний и подразумевает хорошее знание методов и целей обучения. Поэтому стоит оставить эти проблемы специ­алисту, а не ломать над ними голову самим.

Выбор школы не должен быть сложным. Отправляя учиться детей, мы прежде всего надеемся, что они получат определенные сведения об окружающем мире, о людях, живущих на земле, и о собственных способ­ностях. Образование должно помочь им стать достой­ными гражданами своей страны.

Даже будь у нас возможность оставить детей дома, мы не смогли бы сами научить их всему тому, что они узнают в школе. По­лученные там знания нужны, чтобы обобщить жизненный опыт, который дети приобретают с нашей помощью в семье. Совершенно очевидно также, что большинство школ заинтересовано в таких же результатах, какие хо­тели бы получить и МЫ. Тем не менее они приходят к этому разными путями, согласно своим педагогическим теориям и возможностям.

Определить в самых общих чертах, что собой представляет с этой точки зрения та или иная школа, нетрудно. Можно составить длинный перечень всего, что нужно проконтролировать, но вы затратите гораздо меньше труда, выбирая для своего ребенка частную школу, если обратите внимание лишь на немногие, зато самые главные, моменты:

  1. Уместно поинтересоваться годичной стоимостью обучения в школе, которую вы наметили, позвонив в ди­рекцию или выяснив это у кого-либо из служащих. Срав­ните несколько сумм, взятых в других школах, и вам сразу же станет ясно, достаточно ли в этом заведении высокие оклады, чтобы она могла привлечь квалифици­рованных преподавателей, и может ли дирекция гаран­тировать хорошие условия для обучения и необходимые пособия.
  2. Хорошо побывать в школе, получить разрешение осмотреть классы и посидеть на уроке. В течение часа, вполне возможно, произойдет нечто такое, что обычно случается в школьном коллективе, и вы сможете наблю­дать, как ведет себя при этом учитель. Самое главное — понять, довольны ли школой сами дети. Если они ведут себя, словно в тюрьме — боятся пошевельнуться, молчат, не улыбаются, — эта школа вам не подходит. Напротив, если учитель и ученики часто смеются, беседуют спо­койно и дружески, а преподаватель не смущен вашим неожиданным визитом — вы в хорошей школе.
  3. В нормальной школе в классе должно быть не боль­ше 15 учеников. Любое увеличение числа школьников означает компромисс. Двойная смена утром и вече­ром — тоже компромисс.
  4. Хорошая школа должна быть комфортабельной. Это значит, что в ней имеются отличный спортивный зал, обширная площадка для игр и специальные классы — рисования, музыки и так далее. Кроме того, все поме­щения должны быть достаточно просторны, чтобы дети не находились в тесноте. Совершенно необходима также хорошо укомплектованная библиотека.
  5. Наконец, в хорошей школе налажен постоянный контакт между преподавателями и семьями. Родителей тут знакомят с программой обучения, и они могут актив­нее помогать и школе, и детям, чтобы извлечь макси­мум пользы от пребывания в ней.

Неплохо поинтересоваться и такими вопросами: как часто устраиваются в школе прогулки в парк, экскурсии в музеи, походы, туристские поездки, каково школьное оборудование, в какой мере влияют на детей педагоги и так далее. Безусловно, все это чаще всего не имеет осо­бого значения. Пять советов, предложенных нами, если разумно подойти к ним, могут стать полезнейшим руко­водством для определения наиболее подходящей для вас школы.

Теперь предположим, что у вас нет выбора, а школа, в которую вы собираетесь отправить детей, лишь от­части отвечает всем необходимым характеристикам. Что делать? Если альтернативы нет и изменить что-либо не­возможно, тогда надо забыть про все наши советы. Что верно, то верно — советовать всегда легче, чем выпол­нять их. Верно также, что сознательные родители будут переживать и огорчаться из-за этого. Было бы, однако, серьезной ошибкой делать из этого еще большую проб­лему.

Основное воздействие на развитие ребенка всегда будет оказывать не школа, а только родители. Миллионы замечательных людей вышли из посредственных учебных заведений. Это не значит, разумеется, что нужно искать для своих детей никудышную школу, но, подчеркиваю, влияние школы носит второстепенный характер. Вы мо­жете поместить своих детей в самый лучший лицей в мире, и ЭТО не даст вам никакой гарантии, что они ста­нут достойнейшими гражданами.

Не придавайте чрезмерного значения начальному об­разованию ребенка, придерживайтесь демократического принципа «что годится для всех, подходит и нам», это больше пойдет ребенку на пользу и не обездолит его. Подобное решение справедливо главным образом в том случае, если ваше материальное положение выше сред­него и ваш ребенок весьма избалован. Тогда он будет приобретать знания не столько теоретические, сколько практические, что для него более полезно, чем пребыва­ние в лучшей школе, какую только вы отыщете.

Отношение ребенка к школе и учебе, приятие их или неприятие, обычно зависит не столько от учебного заве­дения, сколько от семьи, интеллектуального уровня ее членов. Если в доме много книг и их регулярно читают, очень возможно, ребенок легко станет осваивать знания, предлагаемые ему в любой школе. А приобретя какие-то интересы, он уже никогда не растеряет их.

Пожалуй, можно утверждать, что сегодня подни­мается слишком много шума по поводу начального обу­чения наших детей. Это верно, что школы бывают хорошие и плохие, но куда бы вы ни отправили своего ребен­ка, ни та, ни другая не предопределят результат его обу­чения. На него оказывают влияние прежде всего семья и уж потом школа, которую он посещает.