Гуны

ГуныНаш материальный проявленный мир состоит из трех гун:

гуны благости, страсти и невежества.

  1.  Гуна благости (саттва-гуна);
  2. Гуна страсти (раджо-гуна);
  3. Гуна невежества (тамо-гуна);

Под гунами понимаются три «режима деятельности» иллюзорной энергии майи, обусловливающей живые существа (дживы). Гуны определяют образ жизни, мышление и деятельность души, которую они обусловливают.

Гуна — в переводе с санскрита означает «верёвка», а в более широком смысле — «качество» или «свойство» материальной природы.

Верёвка изготавливается из волокон в три приёма. Сперва сплетают три тонких пряди волокна в бечёвку, затем три таких бечёвки скручивают вместе, а потом сплетают три  полученных таким образом верёвки. Так получается очень крепкая верёвка.

Аналогично этому, три гуны природы — гуны благости, страсти и невежества — смешиваются, образуя побочный продукт. Каждая из этих гун может проявляться в чистом виде, или же переплетаться с другими гунами в любом сочетании и соотношении, что в любом случае обуславливает человека. Это смешение происходит снова и снова. Так они переплетаются бессчётное количество раз.

Согласно философии санкхья три гуны не разделяются, они связаны подобно пламени, маслу и фитилю в лампе. Гуны составляют основу закона материального мира и являются причиной разнообразия мира (в зависимости от того, какая из них преобладает в конкретной вещи).

Таким образом, саттва — это форма или проявление объекта, раджас — действие, которое способствует проявлению, тамас — сопротивление или бездействие, которое необходимо преодолеть.

Влияние гун на человека

Бог в вайшнавизме выступает как совершенно независимая Личность; Он волен делать всё, что пожелает. А поскольку все живые существа являются Его крохотными частичками, они тоже имеют в себе свойство быть независимыми, но только в меньшей мере.

Таким образом, согласно желаниям индивида, его тело действует либо в саттве, раджасе или тамасе, либо в сочетании этих гун, поскольку его желания материальны. Желания индивида являются результатом отождествления с материальным телом, и поэтому они являются продуктами трёх гун материальной природы. Пути, которыми индивид пытается удовлетворить эти желания, также материальны.

Большинство людей полагают, что управляют всеми своими действиями и принимают все решения в соответствии со своей волей. Однако в «Бхагавад-гите» утверждается, что это не так, человек — лишь марионетка во власти трёх гун материальной природы:

Жизнь человека, пребывающего в «гуне благости», может показаться вполне счастливой, однако, он остаётся обусловлен телесной концепцией жизни и поэтому находится в иллюзии. Он может считать себя Джоном, американцем, мужчиной средних лет, верным мужем, заботливым отцом, разумным, образованным и т. д. Но все эти критерии материальны, так как находятся на уровне тела и ума. Он ещё не осознал, что является душой, вечным слугой Бога, а не телом или умом.

До тех пор, пока индивид будет отождествлять себя с телом, он будет находиться под влиянием трёх гун и испытывать страдания, связанные с рождением, старостью, болезнями и смертью. Даже человек, находящийся в саттва-гуне, обусловлен подобным образом. Те, на кого влияет раджас и тамас, связаны попытками удовлетворять свои бесчисленные желания, а пребывающие в тамо-гуне, связаны безумием, ленью и сном.

Вот таким образом материальная энергия связывает вас всё крепче и крепче словно крепкой верёвкой. Своими силами вы не сможете вырваться из этого плена, который называется паваргой. Паварга переводится по слогам как: «тяжкий труд», «борьба за существование», «пена», «страх», «смерть». Если озвучить значение целиком, то оно будет означать следующее:

каждое живое существо в этом мире упорно борется за то, чтобы как-то выжить и продлить свою жизнь — это называется борьбой за существование; после тяжёлой работы у лошади начинает идти изо рта пена. Когда мы устаём от тяжёлой работы, то же самое случается и с нами: язык пересыхает и во рту образуется пена.

Всем приходиться усердно трудиться, при этом постоянно испытывая страх, так как не знаем, что нас ждёт завтра; и наконец: мы строим всяческие планы, надеемся на счастье и благополучие в этом мире, но смерть кладёт конец всем нашим планам и надеждам.

Настоящей жизнью человека является духовная жизнь, полная вечности, знания и блаженства. Под влиянием саттва-гуны, люди считают настоящей целью жизни мирское образование и достижение материального благополучия. Для людей в раджо-гуне единственной реальностью является секс и накопление имущества, а в тамо-гуне — сон и одурманивающие средства. Таким образом, чистая духовная природа индивида оскверняется нечистыми желаниями, порождёнными гунами природы.

Как вырваться из плена?

В то время как материальным миром правят три гуны материальной природы, в духовном мире, гуны страсти и невежества полностью отсутствуют; там есть только — гуна благости, свободная от примеси невежества и страсти. В материальном мире даже тот, кто целиком находится под влиянием гуны благости, иногда испытывает на себе воздействие гун невежества и страсти. Но на планетах Бога, в духовном небе, гуна благости существует в чистом виде. Там обитает Верховный Господь и его преданные, которые имеют ту же духовную природу, то есть находятся под влиянием гуны чистой благости.

К несчастью, люди не знают обо всём этом и потому впустую растрачивают свою жизнь. Современная цивилизация пагубна для души; люди губят себя, ибо не знают, какой должна быть истинная жизнь. Они живут подобно животным (секс и естественные нужды). Животные не понимают, что такое жизнь, и просто существуют, постепенно подчиняясь законам природы и постепенно эволюционируя.

Но если вы обрели человеческую форму жизни, то на вас ложится особая ответственность: вы должны жить по-другому. У вас есть возможность вступить на путь сознания Бога и разрешить все свои проблемы.

Осознание Бога останавливает этот процесс. Иными словами, человек, вступающий на путь сознания Бога, достигает апаварги, состояния, в котором ему не нужно упорно бороться за существование, страдать в материальном рабстве, бояться за свою жизнь и умирать.

Паварга символизирует материальный мир, но, прибавляя приставку «а», мы меняем значение этого слова на противоположное.

Если вы не воспользуетесь такой возможностью и упустите свой шанс, то пройдёт ещё много миллионов лет, прежде чем вы опять родитесь в облике человека и вам опять предоставиться такая возможность. ВАША ЗАДАЧА, КАК ЧЕЛОВЕКА — ОСОЗНАТЬ БОГА…



Comments are closed.