Как научить ребёнка пользоваться туалетом

Как научить ребёнка пользоваться туалетомМалыши должны научиться делать это, должны понять, что опорожнять кишечник и мочевой пузырь следует в туалете.

Для многих родителей такая проблема оказы­вается гораздо сложнее, чем кажется поначалу, либо потому, что они не выносят дурной запах и вид грязных пеленок, либо оттого, что не желают, чтобы их ребенок отставал в развитии от других детей. Наше самолюбие обычно страдает, если мы не преуспеваем там, где другие уже добились успеха.

Некоторые из нас объясняют свою неудачу небрежно­стью малыша, его стремлением делать наперекор. Его от­водят в туалет, а там ничего не происходит. Но стоит его одеть, как на тебе, пожалуйста — у него уже полные штаны.

Конечно, подобное поведение может привести нас в отчаяние, и весьма трудно удержаться от упреков, ко­торые, однако, лишь портят наши добрые отношения с ребенком.

Вот почему привычка пользоваться туалетом так важна. Но дело здесь не в результатах: рано или поздно ребенок всему научится независимо от того, учим мы его этому или не учим. Все мы прошли такой же путь.

Гораздо важнее обратить внимание на другое — во что обходятся ребенку наши наставления. Короче, спо­соб, которым мы обучаем наших детей пользоваться туа­летом, тесно связан с развитием личности.

Может показаться странным, но уже проверено не од­нажды, что до определенного возраста детей нисколько не беспокоят мокрые штанишки или еще хуже. Ребенок, который подходит к нам и сообщает, что с ним случи­лось, — не совсем нормальный ребенок. Большинство детей продолжают свои занятия, даже не замечая «бе­ды». Дети обычно лишь с любопытством относятся к этой проблеме, исследуют ее и даже могут без всякой брезгли­вости трогать свои фекалии.

Когда же мы начинаем заставлять их ходить в туалет, то есть пользоваться определенным местом и сосудом, то навязываем им — обратите внимание — НАШУ точку зрения. Это мы прежде всего заинтересованы в том, что­бы ребенок не пачкался, а не он. Вот это обстоятель­ство и затрудняет обучение. Кроме того, в возрасте до года — года и 2-х месяцев, анальные мускулы у малыша еще слишком слабые, и он не в силах управлять ими.

Так что в этом возрасте не только трудно научить ребенка поль­зоваться туалетом, но просто невозможно. Разумеется, вы слышали, как некоторые матери рассказывают, будто их дети научились это делать уже в 10 месяцев. Но в этих случаях заслуга принадлежит одной только матери, потратившей немало сил и времени, чтобы научиться под­хватывать малыша в нужный момент.

Подобные матери, как правило, ждут преждевременных успехов от своих де­тей и в других направлениях. Поскольку ребенок достиг немалого в решении столь важной проблемы, как кон­троль за работой кишечника, мать тут же с нетерпением начинает ждать скорых успехов и в поведении малыша. А в итоге будет его винить в том, в чем он не виноват.

Что же происходит, когда мы пытаемся научить поль­зоваться туалетом малыша, который физически или соз­нательно еще не готов к этому? Прежде всего мы  н а д о е д а е м  ему. Если мы всерьез будем настаивать на наших попытках, ребенок рассердится, и мы тоже выйдем из себя, когда он не станет слушаться. Наши отношения окажутся натянутыми, как бывает в других ситуациях, когда мы хотим одного, а он — другого.

Дело в том, что, сажая его на горшок, держа в туалете доль­ше, чем ему хочется, непрестанно напоминая, что надо посидеть на горшке, и не давая заняться другим делом, мы ведем себя точно так же, как в других случа­ях, когда учим безоговорочно слушаться нас.

Но ребенок не понимает, почему мы  т а к  себя ведем, и тут, подоб­ный прием в данной ситуации неприемлем независимо от того, приносит он результаты или нет. Мы создаем кон­фликтную ситуацию и портим наши взаимоотношения с ребенком, а он понимает лишь одно — мы ничуть не счи­таемся с его желаниями. И получается, что мы не столь­ко учим его делать наши желания своими, сколько посту­пать согласно нашему повелению.

Сажать малыша на горшок задолго до того, как это ему необходимо, тоже ошибка. Не стоит преувеличивать проблему и лучше не заблуждаться насчет того, вовремя он просится на горшок или нет. Нас неизбежно ждет раз­очарование, и мы лишь уроним свое достоинство. Иног­да за настойчивостью родителей и их строгостью скрыва­ется, как говорилось, отвращение к грязи. Подобное от­ношение, к тому же высказанное раздраженно и нетерпе­ливо, никогда не будет понятно ребенку.

Важно иметь в виду, что отношение к фекалиям рано или поздно будет перенесено на другие предметы. Уж та­ково свойство нашей психики. Всем хорошо известна эта особенность, свойственная всем людям, — устойчивость отношения к чему-либо, постоянство чувств. Не случайно мы говорим о наших знакомых: «Он такой ВО ВСЕМ» или же: «Он ВСЕГДА так делает». Вот почему ребенок, воспитание которого началось слишком рано, нередко оказывается перевоспитанным.

В данном случае это оз­начает, что мы учим малыша правильно относиться  н е  т о л ь к о  к опорожнению кишечника, но и к другим ве­щам. Как только ребенок научится пользоваться туале­том и приучится к чистоплотности, он может стать чересчур аккуратным, даже педантом и в сотне иных поступ­ков. А это, в свою очередь, может принять гипертрофиро­ванные формы, что только усилит напряжение и создаст родителям дополнительные трудности.

Куда сложнее вес­ти дом, если каждая пепельница в нем всегда должна си­ять, как новенькая. Так и тут — потребуется гораздо боль­ше усилий, пока мы дождемся идеального порядка во всем.

Не надо думать, однако, что ТОЛЬКО обучение навы­кам пользоваться туалетом полностью определяет ха­рактер поведения ребенка. Но оно тем не менее вполне может стать исходной точкой в ряду тенденций, уже на­метившихся в других вопросах. Иными словами, хотя обучение пользованию туалетом — это лишь начало определенной линии поведения, другие события могут подкрепить эту линию и со временем упрочат ее.

Что тут можно сделать? Прежде всего, надо помнить, что ребенка невозможно научить пользоваться туалетом, пока ему не исполнится 13 или 14 месяцев. А для того, чтобы убедиться, что он уже способен управлять своими желаниями, нам придется подождать еще немного — по­ка ему исполнится 17—18 месяцев.

Контроль за мочевым пузырем начнется несколько позже, значит, об этом сле­дует беспокоиться во вторую очередь. Поскольку ребенок к тому времени, когда научится пользоваться туалетом, уже будет уметь ходить, не стоит пользоваться горшком. Специальное сиденье, устанавливаемое на обычный унитаз, принесет больше пользы для закрепления навыка.

В любом случае не надо слишком долго держать ре­бенка в туалете. Вполне достаточно не больше 10 минут. Кроме того, превратите это в игру. Если все происходит благополучно, стоит поаплодировать. Если нет, ласково потреплите малыша по щеке и заметьте, что он порадует нас в следующий раз.

Если наши отношения с ребенком будут по-прежнему добрыми, рано или поздно он поймет, чего мы добиваемся от него, и постарается доставить нам приятное. Наше желание станет его желанием, и он будет доволен, что сделал так, как хотелось и нам, и ему само­му одновременно. На все это может понадобиться какое-то время. И тут самое главное — набраться терпения и не придавать естественным надобностям слишком боль­шого значения.

Можно, разумеется, и легко впасть в уныние. Гос­пожа С., например, начала обучать своего ребенка поль­зоваться туалетом, едва ему исполнился год и 2 месяца. Десять месяцев спустя она все еще вела с ним тяже­лую войну. Этой даме следовало бы знать, что ребенка надо учить пользоваться туалетом в возрасте между 2 и 3 годами, а не в год или полтора.

Некоторое отставание здесь обычно не вызывает ника­ких психологических проблем. Это тот вопрос, к реше­нию которого лучше подойти позже, чем преждевременно.



Comments are closed.