Самоисповедь

СамоисповедьСамоисповедъ есть один из первых, начальных и необходимых моментов процесса общения с собой, без которого все остальные этапы и способы самоосуществления, «обработки самого себя» малоэффективны.

По существу, самоисповедь является полным внутрен­ним отчетом перед собой о самом себе, о складываю­щихся жизненных обстоятельствах и своей истинной роли в них. Успех бывает тем большим, чем объективнее удается отразить реальность этому нашему психическому зеркалу.

В жизни по разным причинам, реже или чаще, нам приходится сожалеть о содеянном. Сознание сказанных опрометчивых слов или произведенных некра­сивых действий у нормально развитого и воспитан­ного человека вызывает длительно сохраняющееся чув­ство досады, сожаления, самоосуждения.

Очаги за­стойного возбуждения в коре головного мозга в этих случаях склонны сохраняться длительное время. Даже если мы внутренне вроде бы признали неправильность наших действий, настроение и самочувствие наше зна­чительно снижены и чувствительно нарушают нашу работоспособность. Затянувшееся переживание такой ситуации создает предпосылки к развитию комплекса неполноценности.

Выразить «наболевшее» в словах, высказаться прямо и бесхитростно издавна считалось у людей одним из действенных способов избавления от тягостных мыслей. Таким образом, откровенный рассказ о сложностях и превратностях индивидуаль­ной судьбы, об ошибках и ложных шагах, которые были сделаны в прошлом, то есть о самых сущест­венных, глубоко личных, интимных переживаниях, сни­мал внутренние противоречия, освобождал человека, удовлетворял его потребность в сочувствии, сопережи­вании, в утешении со стороны другого. Сам процесс высказывания помогал человеку лучше разобраться в том, что его волнует.

Физиологический механизм очищения, освобожде­ния от переживаний заключается в том, что застой­ный очаг возбуждения, вызванный травмирующей си­туацией, постепенно разрешается, так как отдает свою энергию на производство интеллектуальной работы по словесному формулированию возникших проблем. Уро­вень психического напряжения индивидуума тем са­мым снижается. Для многих случаев достаточно бы­вает простой вербализации (произнесения вслух) мыслей и чувств, чтобы испытать чувство облегчения.

Психологически это вполне объяснимо. То, что перво­начально было не вполне осознано или осознавалось смутно и неотчетливо, в ходе словесного изложения приобретает более ясные очертания, становится более осознанным, понятным, объяснимым. Напряжение упорного и зачастую долгого поиска причин снимается, так как задача решена.

Разговор с самим собой многие психологи считают весьма эффективным терапевтиче­ским средством. Английский врач Коричер, например, утверждает, что самое лучшее лекарство от стресса, психического утомления и депрессии — это именно об­стоятельный и неспешный разговор с самим собой.

Реализуется психологическая потребность в испо­веди в самых разнообразных формах, часто неожидан­ных для самих исповедующихся. Иногда возникает на первый взгляд необъяснимое желание поделиться свои­ми переживаниями с незнакомым, случайным чело­веком, попутчиком и т. п.

Интересно, что незнакомым или малоизвестным людям подчас поверяется нечто большее, чем своим близким. Анонимный слушатель вряд ли сможет в дальнейшем злоупотреблять дове­ренным ему, кроме того он лицо совершенно незаин­тересованное и, тем самым, как будто бы объектив­ное. Но чаще всего исповедуются самому близкому человеку, другу или члену семьи, тому, кто лучше мо­жет понять и поддержать.

Традиции исповедоваться очень давние. Магическая функция очищения через исповедь-покаяние исторически закрепилась в христианстве уже в виде религиозного таинства, сущность которого состоит в том, что верующий, открыв грехи священнику, полу­чает «прощение невидимо от самого господа». 

В настоящее время, когда религия отодвинута в закоулки общественной и личной жизни, весь строй которой предельно убыстрился, когда отношения людей коротки и сухи, человеку труд­но найти возможности для исповедей и душевных от­кровений.

Повседневная жизнь, вся система взаимо­отношений между людьми такова, что люди вынужде­ны (и не только в силу естественной стеснительности) сопротивляться вторжению в свой внутренний мир, от­влекать внимание других от собственных, личных проб­лем.

Сопротивление вторжению во внутренний мир принимает различные формы: от агрессивных, крими­ногенных типов поведения до завуалированных форм уклонения от проникающего воздействия, обнажаю­щего действительно значимые интересы личности. Подобное сопротивление может быть снято, по крайней мере существенно уменьшено, когда человек видит действительную заинтересованность в разреше­нии его проблем.

Конечно, не просто найти слушателя, взгляды которого на жизнь и особенно ее эмоциональ­ное восприятие совпадали бы с нашими собственными. В этих условиях эффективным средством психологи­ческой разрядки становится самоисповедь. Важно ведь, чтобы мысли и переживания нашли выход, свое разрешение в словах, были произнесены вслух и услы­шаны, пусть хотя бы и самим собой.

В свое время большую психопрофилактическую роль играли личные дневники, записи своих размыш­лений, переживаний, носящие исповедальный харак­тер. К сожалению, век научно-технической революции значительно сократил возможности и этого благотвор­но действующего средства. В нашей действительности и в наши дни людям не хватает времени даже для непосред­ственных, полноценных контактов.

Хронические дефициты времени, душевного обще­ния — частая причина психического напряжения, воз­никающего у современного человека, вынужденного поступать зачастую вопреки собственной личностной мотивации.

Сознательное формирование привычки к самоот­чету о характере и целях предполагаемых действий, безусловно, будет способствовать устранению нежела­тельной спонтанности и импульсивности в поведении, так как задействует механизмы интеллектуального и морального контроля.



Comments are closed.