Самостоятельность

СамостоятельностьРасти — это значит прежде всего учиться все делать самому. И действительно, главная особенность дет­ства — зависимость маленького человека от старших. Повзрослеть — значит обрести самостоятельность. По­мочь ребенку стать взрослым — одна из основных задач, какие ставят перед собой родители.

В то же время наши усилия научить детей самостоятельно умываться, оде­ваться вроде бы не имеют ничего общего с такой целью. Действительно, независимо от того, понукаем мы их или нет, в конце концов они все равно приобретут эти навыки.

Поэтому, ставя подобную проблему, мы беремся за ее решение вовсе не из опасения, что дети никогда не научатся сами одеваться, и не из желания поубавить се­бе хлопот, а для того, чтобы ПООЩРЯТЬ ЖЕЛАНИЕ МАЛЫШЕЙ ОБРЕСТИ НЕЗАВИСИМОСТЬ В МЫС­ЛЯХ И ПОСТУПКАХ.

Далее мы предлагаем пять общих рекомендаций, которые всегда полезно иметь в виду, если хотите по­мочь вашему ребенку научиться делать все самому.

  1. Не будьте назойливы. Ребенок в 2,5—3 года, ко­нечно, уже в силах самостоятельно раздеться, но одеть­ся он сможет, только когда ему исполнится 5 или 6 лет. Да и 6-летнему малышу тоже приятно, когда с ним нянчатся, и совсем неплохо, если иногда — не очень часто — вы в чем-то поможете ему. Настаивать или требовать, чтобы он все делал сам, — отнюдь не са­мый верный путь поощрять ребенка к самостоятель­ности.
  2. Подражание — великая сила. Если вы разрешите ребенку свободно гулять по вашей спальне или ванной, он увидит, что ВЫ делаете то же, чему стараетесь на­учить его. Позвольте ему даже принести свою одежду в вашу спальню и одеваться вместе с вами, а сами можете проделать то же самое в детской комнате. Если он иногда предложит свою помощь, не отказывайтесь: это тоже подражание.
  3. Всегда очень полезно наградить ребенка ласко­выми словами за достигнутые успехи. Если он придет к вам, гордясь тем, что сам умылся и оделся, крайне необходимо похвалить умницу, оправдать его ожида­ние. И наоборот, если вы сделаете ему замечание, что он плохо причесался и неудачно подобрал галстук, ру­башку и носки, вы только подорвете его веру в себя.
  4. Обратите внимание на некоторые мелочи быта. Ребенку, как правило, трудно дотянуться до умываль­ника, до крана, если у него нет специальной скамеечки или лесенки. Детская одежда в основном очень прак­тична и удобна, Но нередко бывает, что петли для пуго­виц слишком узкие или поясок нужно завязывать сзади, а малыш еще не умеет этого делать. Бывает, что ве­шалка прибита слишком высоко, поместите ее пони­же — под рост ребенка. Это поможет ему быстрее на­учиться самому пользоваться ею.
  5. Конечно, нужно хвалить малыша, когда он сам умывается и одевается, но важно также внушить ему, что все это обычные, повседневные привычки. Если же мы слишком настаиваем на том, чтобы ребенок чи­стил зубы или сам одевался, мы невольно преувеличи­ваем значение этих простых процедур. Нередко мы объ­являем, что пришла пора раздеваться или купаться так, словно предстоит какое-то очень важное меропри­ятие. Если же мы будем подходить к этим делам спо­койно, как к вещам обыденным, ребенок тоже будет смотреть на них только как на приятное времяпрепро­вождение. Поначалу мы наверняка столкнемся с ка­кими-то трудностями, и хорошо бы придумать какое-нибудь интересное для ребенка занятие, например пред­ложить ему после того, как он умоется: «Ты бы мог помочь мне приготовить завтрак, только побыстрее оденься, а то не успеешь, и я все сделаю сама».

Поскольку подобная программа лишь составная часть общего формирования самостоятельности лич­ности, можно заключить, что чем более сложившимися будут наши взаимоотношения с ребенком, тем более эффективной эта программа окажется.

Застежки-мол­нии, вешалки на нужной высоте, практичная одежда — все это лишь незначительная часть большого процесса. Наша задача — создать у ребенка определенный образ мышления, и мы тем более преуспеем в этом, чем актив­нее сами будем показывать хороший пример.