Чистоплотность

ЧистоплотностьНикто не любит признаваться, что он неопрятен или неак­куратен. Все мы независимо от того, чистим ли зубы два раза в день и принимаем ли душ или ванну каждое утро, считаем, что это необходимо. Другими словами, мы живем в обществе, требующем от всех опрятности, желающем видеть нас такими.

Санитария и гигиена лежат в основе жизни современного человека, и в каком-то смысле наше положение в обществе во многом определяется и степенью нашей опрятности, чистоты в доме.

Хорошо понимая это, мы предпочитаем не говорить о некоторых не совсем безу­коризненных привычках, иногда свойственных нам. И даже если порой забываем убрать пыль под ковром, то уж во всяком случае стараемся, чтобы его поверхность гости видели чистой.

А детям совершенно безразлично все это, и они не могут разделить наши заботы по очень простым причинам. Во-первых, детей не особенно волнует, что скажут люди об их неряшливости; во-вторых, грязь не столь же неприятна им, как нам; в-третьих, у ребят еще не вырабо­тались многолетние привычки, и потому они не могут авто­матически выполнять все необходимые действия, чтобы выглядеть опрятно; в-четвертых, им становится скучно, когда мы превращаем в глобальную проблему то, что, на их взгляд, несущественно.

Дети не выполняют наши требо­вания, так как часто не понимают их значение, и даже на­чинают ненавидеть нас за все, что мы им навязываем. Зубная щетка, например, может превратиться для ребенка в символ, напоминающий о конфликте с нудным и назой­ливым родителем.

В итоге большинство взрослых отчаивается научить своих детей опрятности и аккуратности. Для того чтобы ребенок чистил зубы, регулярно принимал душ или ванну, мыл руки перед едой, убирал свои игрушки, вешал на место одежду и так далее, и так далее, приходится до самой юности, а то и позже, постоянно напоминать ему обо всем этом. Нет нужды говорить, что это слишком долгий срок, особенно для родителей, которые вынуждены сталкиваться с этой проблемой каждый божий день.

Со временем мы все чаще приходим к мысли, что наш ребенок не только неряха, но и безалаберный лентяй, и потому начинаем применять более решительные меры. Или же, совсем придя в отчаяние, смиряемся с мыслью, что бесполезно что-либо делать, и нам остается только надеяться на будущее.

Самое смешное во всем этом — никто из нас не помнит, что был в детстве грязным и не­ряшливым ребенком. Теперь, когда у нас сложились некоторые похвальные привычки, связанные с аккурат­ностью. Мы ожидаем, что и ребенок не захочет отставать от родителей, совершенно забывая, сколько времени пона­добилось нам самим, чтобы стать такими.

Так что же, выходит, мы совсем ничего не можем сде­лать? Придется полностью смириться с неряшливостью ребенка или все-таки можно еще что-то предпринять? Смею заверить, было бы ошибкой рассчитывать, будто ребенок, когда вырастет, сразу же перестанет быть неряш­ливым. Все мы, родители, так или иначе влияем на раз­витие малыша и, хотя иногда чересчур усердствуем в этом, не можем решиться пустить все на самотек. Особенно если действия ребенка противоречат нашим взглядам на чистоп­лотность.

Что же нужно сделать?

Первое. Нужно пересмотреть свои воззрения и при­вычки, связанные с личной гигиеной. Возможно, мы слиш­ком придирчивы. Задайтесь вопросами: всегда ли необхо­димо вешать пальто в шкаф, если мы очень устали? Всегда ли наш дом должен выглядеть так, словно мы ожидаем к обеду своего начальника? Считаем ли мы, что зубы выпадут, если мы забудем почистить их?

Возьмем альтер­нативный случай: может, мы сами невольно подаем дурной пример детям своей грязной одеждой и неопрятным видом? Мы правильно сделаем, если спросим себя и о том, пропор­циональна ли наша любовь к детям их послушанию. Ощущают ли они ее даже тогда, когда садятся за стол с грязными руками? А может, постоянно ругая, мы отталки­ваем их, отвергаем их любовь?

Эти вопросы необходимо поставить перед собой прежде всего для того, чтобы определить истинные границы проб­лемы. Ведь в самом деле очень легко утратить чувство меры и увидеть вещи гипертрофированными! Если наш ребенок чувствует себя счастливым и не создает, кроме этой, никаких других сложностей, очевидно, история с чистоплотностью не так уж и важна. Если же, напротив, его неопрятность — это только один из поводов для наших с ним разногласий, проблема становится более широкой.

Правильно подойдя к делу и трезво посмотрев на от­ношение ребенка к опрятности и порядку, мы поймем, что по сравнению с другими это затруднение незначительное и относиться к нему нужно так, как оно заслуживает. Мы можем побуждать ребенка к аккуратности, награждать его, вовлекать в какое-нибудь соревнование и, наконец, когда наше терпение подойдет к концу, даже поругать.

Но важно НЕ ПОДНИМАТЬ ЭТУ ПРОБЛЕМУ КАЖДЫЙ ДЕНЬ, Ребенок устанет от нее так же, как и мы сами. Поскольку нельзя рассчитывать, что он станет придавать чистоте и порядку такое же значение, как мы, ЛУЧШЕ ВСЕГО УСТАНОВИТЬ С НИМ НАСТОЛЬКО ХОРО­ШИЕ ОТНОШЕНИЯ, ЧТОБЫ ОН ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬ­НО ВОСПРИНИМАЛ НАШИ УКАЗАНИЯ И СОВЕТЫ.

Короче, нет ничего лучше добрых отношений между роди­телями и детьми. А если они испорчены еще в младенчестве из-за кормления насильно, гораздо труднее позднее заста­вить ребенка следовать нашим пожеланиям. Когда отноше­ния с ним всегда спокойные и добрые, ребенок по крайней мере проявляет добрую волю, даже если и не соглашается с нами, что необходимо умываться каждый день.

В резуль­тате он получает важный для собственного развития урок — он понимает, что  можно вовсе не любить  то, что делаешь, но занятие это все-таки необходимое и не только потому, что этого требуют от него другие. Дости­жение это немаловажное.

Если от наших взаимоотношений с ребенком в зна­чительной мере зависит, согласится он или нет с необхо­димостью заботиться о своей опрятности и порядке в доме, то многие другие мелочи порой помогают прийти к окон­чательному успеху. Например, напомнить ребенку, что нужно положить на место игрушки, лучше всего в тот момент, когда он еще не увлекся каким-то другим инте­ресным занятием, с которым не захочет расставаться.

А мы, как правило, поступаем наоборот — просим его наве­сти порядок, когда он не в силах оторваться от телевизора, игры, любимого занятия, и, разумеется, ничего хорошего не получается. Другими словами, нужно давать указа­ния и распоряжения с уверенностью, что ребенок вы­слушает нас с вниманием и сможет выполнить нашу просьбу.

Второе. Мы подтолкнем ребенка к самостоятель­ности, если станем время от времени помогать ему. Часто мы чересчур стараемся побуждать его все делать самому. Нам нравится думать, будто тем самым мы помогаем ему обрести самостоятельность, но часто за этим кроется лишь желание освободиться от скучного дела.

Третье. Не следует забывать о склонности малыша к подражанию. Этим можно воспользоваться. Покажите ему, как вы кладете на место свои вещи, как заботитесь о своей чистоте и опрятности. И он увидит, что вы регу­лярно делаете то же самое, что требуете от него.

Четвертое. Если это возможно, нужно отвести ре­бенку какое-то место, где бы он смог пачкаться сколько душе угодно. К сожалению, мы не располагаем точными данными о том, какое для этого необходимо пространство, и тем более не знаем, сколь велика потребность пачкаться, какую испытывают время от времени все дети.

Пятое. Напомните несколько раз ребенку, что его роликовые коньки валялись посреди гостиной. Значит, они ему совсем не нужны или он вообще больше не хочет ка­таться, если совсем не заботится о них и не кладет на место. После нескольких подобных замечаний можете убрать коньки подальше и возвратить их ребенку только после обещания, что тот будет класть вещь куда полагается. Но, разумеется, если он слова не сдержит, вы опять заберете коньки, уже на более длительный срок.

Шестое. Наконец, нужно сделать все возможное, чтобы чистоплотность вошла у ребенка в привычку. А это значит, бесполезно объяснять малышу, что зубы нужно чистить для предотвращения кариеса. Их надо чистить просто потому, что это нужно делать. Как бы глупо ни выг­лядела эта мысль, мы должны говорить детям: «Мы чистим зубы потому, что чистим, вот и всё».

Уговоры, награды, долгие объяснения способствуют чему угодно, но только не укреплению привычки. Самое простое средство со вре­менем добиться успеха — постоянно напоминать, что некоторые вещи нужно делать не потому, что нам хочется их делать, а потому что это нужно.

Если возникает необходимость в дополнительных объяснениях, скажем детям, что и мы сами и наши друзья следуем тем правилам чистоплотности, какие хотим при­вить им. Но не будем забывать, что потребуются годы и годы, прежде чем ребенок до конца осознает все это. Имен­но поэтому лучше начинать воспитывать аккуратность как можно раньше, не в 6,5 или 7 лет, когда это уже состав­ляет проблему, а в 3 или 3,5 года.

Не надо ожидать, одна­ко, что и в этом возрасте ребенок сразу же сможет выпол­нить все наши наставления. Приступать к формированию навыков чистоплотности надо непроизвольно, исподволь и без какого бы то ни было нажима. Постарайтесь для нача­ла внушить ребенку, что необходимо выглядеть опрятно, но не рассчитывайте при этом на быстрый успех.

Чтобы окончательно убедиться, что мы преуспели в нашем намерении, нужно разведать, как ведет себя ре­бенок в наше отсутствие. Если он регулярно умывается, пока мы рядом, и избегает этого, когда нас нет, наше по­ражение бесспорно. Напротив, убедившись, что ребенок делает все, что нужно, сам, без всяких понуканий и при­дирок, мы можем считать, что своего добились.

Труднее всего для родителей осознать, что даже неоп­рятный ребенок может быть счастливым и вполне нормаль­ным. Кто улыбается, глядя на мокрого, чумазого и орущего малыша, тот это понимает. Чтобы научить ребенка опрят­ности, чистоплотности и любви к порядку, требуется время, причем гораздо большее, чем обычно мы отводим для обу­чения этому.



Comments are closed.