Болезни

БолезниМалыши — создания отнюдь не такого хрупкого здоро­вья, как любят утверждать некоторые мамы. Бесспорно, однако, что они подвержены немалому числу заболеваний, которые принято называть детскими. Современная медицина сумела найти средства против большинства из них, так что мы можем жить относительно спокойно, не сомневаясь, что наш ребенок справится с ними.

Детские болезни теперь не так опасны, как прежде. В наши дни к ним относятся как к досадной помехе, кото­рая ведет скорее к задержке психического развития ре­бенка, нежели к крушению его здоровья.

Замечено, ког­да после болезни он возвращается в школу, ему труднее, чем прежде, войти в дружескую компанию, сложившуюся в его отсутствие.

Еще хуже, если во время болезни он ведет себя инфантильнее, чем раньше. Многие из хороших привычек, приобретенных за 5 или 6 предыду­щих месяцев, исчезают и, похоже, ребенок возвращается на более низкий уровень психического развития.

Это са­мый очевидный результат болезни, которому, к сожале­нию, мы придаем слишком мало значения. Несмотря на ви­зиты врача, лекарства и общее недомогание, ребенку мо­жет понравиться болеть, как это нравится иногда и взро­слым.

В несчастливой семье обойденный лаской ребенок легко догадывается использовать болезнь для того, чтобы получить от родителей больше внимания и любви. И мы, родители, должны поэтому постараться, чтобы наши де­ти научились в полной мере ценить свое здоровье и пи­тать разумное равнодушие и неприязнь к болезни.

Что нужно делать, когда ребенок заболевает?

  1. Прежде всего, надо уделить ребенку больше внимания и любви. Нужно постараться находиться возле не­го все возможное время.
  2. Во-вторых, необходимо быть готовым к тому, что больной ребенок станет вести себя более инфантильно, чем прежде, когда был здоров, и не осуждать его за это.
  3. Очень важно сдерживать свою реакцию на пове­дение ребенка. Если только у него нет высокой темпера­туры и он не страдает от мучительных болей, вы должны вести себя по-прежнему спокойно, не проявляя особой озабоченности. Не создавайте у него впечатления, будто мир перевернулся из-за того, что он заболел. Продол­жайте заниматься своими делами, если только ситуация не критическая и не вынуждает прервать ваши обычные дела.
  4. Говорите с ним о времени, когда он поправится, как о чудесной поре, пообещайте множество занимательных дел, какими займетесь вместе с ним. Можете рассказать ему и о подарке, который он получит, когда поправится, по случаю этого радостного события.
  5. Обратите особое внимание на то, чтобы ребенок не оставался без дела. Займите его чем-нибудь таким, что бы он мог делать один. Например, начните вместе с ним раск­рашивать картинки, а потом попросите доделать все само­му и скажите, что будете рады, если он сумеет закон­чить их.
  6. Ограничьте объем радио- и телепередач, хотя они могли бы заполнить досуг ребенка. Беда в том, что это слишком комфортный вид развлечения, и он, к сожалению, формирует привычки, которые остаются и потом, когда малыш поправится. Вполне естественно, что ребенок скучает, когда болеет.
  7. Рассказывайте ему со множеством конкретных подробностей о том, что делают его друзья, чтобы вызвать у него желание как можно скорее присоединиться к ним.
  8. Не слишком уступайте ему, уговаривая принять ле­карства. Будьте ласковы, но тверды, и чем решительнее станете действовать, давая лекарство, тем меньше ребенок будет капризничать.
  9. Когда он сможет наконец подняться с постели, восхититесь тем, как быстро он поправился, как крепок его организм и как легко он справился с болезнью.

В конечном итоге поведение ребенка во время болезни отражает общий характер его образа действий. Счастли­вый ребенок ведет себя хорошо, даже когда болен. Ребе­нок, у которого складываются напряженные отношения с окружающими людьми и который чувствует себя забро­шенным, нелюбимым, угнетенным, несчастливым, вызывает больше опасений, когда заболевает. Более того, такой ре­бенок умеет превосходно использовать свое положение. Вполне возможно, что он постарается проболеть как можно дольше (подобная тенденция отмечается и у взрослых).

Если очень важно не допускать ошибок в обращении с больным ребенком, то еще более необходимо правильное поведение, когда он здоров. Это еще раз подтверждает мысль: все, что мы делаем для улучшения наших отно­шений с детьми, принесет хорошие результаты даже там, где этого меньше всего можно ожидать.

ПЕРИОД ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ

Это, как известно, период, который следует непосред­ственно за болезнью, — время, когда здоровье постепенно возвращается к норме. В каком-то смысле это последняя стадия болезни, и именно тут многие матери становятся особенно раздражительными и нервозными, что, конечно же, неблагоприятно сказывается на состоянии ребенка.

Происходит это по двум причинам. Во-первых, мать уста­ла от чрезмерных усилий и озабоченности в течение дол­гой болезни малыша. Во-вторых, когда ребенок почув­ствовал себя лучше и уже не желает больше лежать в постели, он нервничает и сердится, почему ему не поз­воляют что-то делать.

Конфликт, который нередко возникает в такой период между матерью и ребенком, мо­жет свести на нет очевидную пользу, какую приносит пе­риод выздоровления. Кроме того, ребенок начинает ду­мать, что, пожалуй, болеть лучше, нежели поправляться. В то же время, если вдруг, проявляется какой-либо приз­нак рецидива или осложнения, мать снова удваивает свои заботы, опять становится любящей и ласковой. Такие пе­ремены в ее поведении вносят, конечно, немалую сумя­тицу в сознание малыша.

Наиболее верный путь решить эту проблему — лучше выражать самую глубокую веру в возвращение утраченно­го здоровья, чем проявлять даже малейшую озабоченность по поводу каких-то новых недомоганий или осложнений. Во всяком случае надо постараться скрывать свою тревогу от ребенка, поменьше дергать его.

Если малыш прояв­ляет живость, подвижность, желание чем-то заняться, это отличный признак — значит, он чувствует себя все лучше и лучше, и не надо ему мешать: раз он хочет что-то делать, значит, у него появились силы. Не надо и запугивать его, говоря, что болезнь может повториться. Разумеется, иногда необходимо напомнить о каких-то ограничениях, предписанных врачом, но не стоит возво­дить это в проблему.

Выслушав ваше СПОКОЙНОЕ объяснение, ребенок сможет убедиться, почему в самом деле от чего-то стоит отказаться, и при этом не будет счи­тать вас злым полицейским. И если вновь начнет кашлять, то поймет, отчего начался кашель, а не будет думать, что оправдались ваши угрозы. Но самое главное, он поймет, что любовь и забота родителей не прекратились с оконча­нием болезни.



Comments are closed.