Гигиена полости рта

Гигиена полости ртаУХОД ЗА ЗУБАМИ

Все мы хотим, чтобы наши дети привыкли заботиться о своих зубах, и тем не менее, несмотря на все наши стара­ния, мы нередко достигаем здесь лишь самых скромных результатов. Необходимы постоянные понукания, если не крики и угрозы, чтобы заставить детей чистить зубы.

Ког­да же речь заходит о других вопросах гигиены полости рта, таких, как ограничение сладкого или более или ме­нее регулярные визиты к стоматологу, то найти общий язык с детьми оказывается еще труднее. Что же нужно делать?

Первое, что следует предпринять, — это взять себе в привычку служить личным примером нашим детям. Если мы сами ленимся чистить зубы, то никакие воспитатель­ные усилия никого не убедят. Научить детей быть лучше нас — как нам хотелось бы — становится в таком случае весьма трудно. Но если у нас самих есть эта хорошая привычка, то надо непременно обратить на нее внимание детей.

Для этого достаточно обронить при случае такие фразы: «Сейчас приду, подожди, только дочищу зубы…» или: «Подожди, я хочу сначала почистить зубы. Надо использовать также все, что может послужить положи­тельным примером. Как бы случайно стоит заметить иной раз, что у того или иного вашего знакомого очень краси­вые зубы. Это непременно произведет впечатление на ребенка и повысит роль зубов во внешнем облике че­ловека.

Ну а если вы позволите вашему ребенку самому вы­брать себе в магазине зубную щетку и пасту, то он про­сто не заметит давления с вашей стороны, будет вполне удовлетворен и уже немного иначе отнесется к самой процедуре ухода за зубами. В некоторых случаях стоило бы купить сразу несколько тюбиков пасты, чтобы ребенок сам выбрал тот, который ему больше всего нравится.

А если вы иногда попросите у него одолжить вам его пасту, потому что она, оказывается, самая лучшая, он будет гордиться своим выбором. После того как вы год или два используете его желание подражать и будете пробуждать интерес ко всему, что связано с зубами и ухо­дом за ними, незаметно настанет время, когда забота о них войдет у ребенка в привычку.

Разговоры о будущей зубной боли — слишком слабый стимул для ребенка. По существу пустой звук, потому что он еще даже не представляет себе, что это такое. Награды и лишения тоже не могут укрепить эту привы­чку, а ваши настойчивые попытки стимулировать его ин­терес к зубной щетке и порошку приведут к неудаче. Иными словами, когда ребенку уже 4 года или 5 лет, лучшее объяснение, какое вы можете дать ему по поводу того, почему вы чистите зубы, — это про­сто сказать — потому что вы их чистите.

Это может показаться не совсем логичным, но в конечном итоге ока­жется весьма эффективным объяснением, так как отно­сится к тому же кругу вещей, которые мы делаем каждый день только потому, что их необходимо делать, — ложимся спать, умываемся и многое другое, что входит в привычку и легко поддерживается.

Иногда некоторые особые обстоятельства создают свои трудности для закрепления привычки чистить зубы. Ребенок может, например, превратить проблему ухода за зубами в поле сражения с родителями, где он начнет вся­чески сопротивляться воле старших.

Порой это бывает связано с отнятием от груди или насильственным кормле­нием — у ребенка надолго может сохраниться отрица­тельная реакция на все, что связано со ртом. Однако та­кого рода проблемы возникают довольно редко. Стимули­ровать подражание, пробуждать интерес и, наконец, пре­вратить уход за зубами в прочную привычку — основа любой гигиенической программы.

Гигиена полости ртаЗУБНОЙ ВРАЧ

Все мы заботимся о том, чтобы дети лечили зубы, ког­да возникает необходимость. Но добиться этого возмож­но только, если мы поможем им преодолеть страх перед дантистом. Разумеется, сделать это очень трудно, если мы сами будем так же по-детски бояться врача. И все же в такой ситуации следует вести себя по-взрослому: не обнаруживать свой страх и проявить участие к ребен­ку, понять его тревоги, а не сердиться на него, не нервни­чать, не выходить из себя.

Скрыть от ребенка наш собственный страх, конечно, совсем нетрудно. Прежде всего ни в коем случае не сле­дует говорить ему или при нем, что посещение зубного врача — дело неприятное и мучительное. А если вы поче­му-либо отложили свой собственный визит к дантисту, никогда не говорите об этом с радостью и облегчением, словно об отсрочке наказания. И наконец, вернувшись от доктора, держитесь триумфатором и с гордостью покажи­те сыну поставленную пломбу или вырванный зуб.

Снять страх у ребенка несколько сложнее. Тут все за­висит от ваших отношений с ним. Если они настолько хороши, что малыш всегда получает от вас поддержку и утешение, задача окажется нетрудной. И напротив, если ребенок, часто слыша угрозы, обижен на вас, проблема лечения зубов делается чрезвычайно сложной. Как пра­вило, непослушное дитя и тут будет вести себя плохо. А ребенок, преодолевший с вашей помощью страх, отне­сется к посещению зубного кабинета гораздо спокойнее.

И все же всегда надо быть готовым к отрицательной реакции. Мы не можем требовать от наших детей, чтобы они выражали свое неудовольствие без эксцессов. Вполне возможно, что ребенок заплачет или окажет бурное со­противление, но, поскольку подобное поведение вполне естественно, не стоит тревожиться.

В таких случаях многие дантисты считают уместным сказать маленькому пациенту: «А громче ты не умеешь плакать? Я знаю ре­бят, которые плачут куда громче, чем ты!», давая тем са­мым понять, что есть дети, которые боятся еще больше, чем он. Иными словами, пусть лучше ребенок поплачет в кабинете врача, чем будет потом долго и мучительно ныть дома, питая ненависть ко всему свету.

Лишь только зубной врач начнет свою работу, лучше, как можно скорее оставить с ним малыша и удалиться. Многие дети хотят, чтобы мама была рядом, пока их ле­чат. Это допустимо, но лишь на какой-то момент. Мы мо­жем не сомневаться, что у дантиста гораздо больше опы­та и он найдет лучший выход из положения, нежели десять мам, вместе взятые. Более того, присутствие ма­тери только осложняет дело. А покинув кабинет, вы тем самым проявите доверие и к ребенку, и к врачу. Лишь бы только вы были при этом вполне спокойны, а не в гневе и возбуждении.

Наконец, очень важно постепенно, исподволь сни­мать страх ребенка перед зубным врачом. Было бы очень хорошо первый визит к дантисту никак не связывать с зубами ребенка. Пусть малыш только сопровождает вас, посидит рядом и посмотрит. Зубной врач мог бы даже позволить ему потрогать свои инструменты и посидеть в интересном кресле, которое забавно поднимается и опу­скается. Доктор, умеющий обращаться с детьми, навер­няка обладает и должным терпением, какое необходимо, чтобы поступить подобным образом.

Первое посещение зубного врача» когда дело коснется зубов ребенка, должно пройти, так сказать, безболезненно — лучше для первого раза ограничиться общим осмотром полости рта, рент­геновским снимком и, может быть, снятием камня или просто чисткой зубов. В любом случае доктор должен создать у него впечатление, будто малыш тоже принимает участие в лечении, — он может попросить его в чем-то помочь, доверить какие-то инструменты и тому подобное.

В заключение надо добавить, что неизбежна и такая ситуация, когда ребенку придется претерпеть боль, и он должен быть к этому подготовлен. Ни в коем случае не надо обманывать его на этот счет, напротив, непременно следует предупредить, что тот почувствует боль, но она быстро пройдет и, главное, у него не будет потом еще более сильной боли.

Вы можете также попытаться объяснить ему, что страх опаснее физической боли, пото­му что боль длится недолго, а страху нет конца. Однако, что бы вы ему ни говорили, делайте это без лишних слов. Чем дольше вы будете успокаивать и объяснять, тем больше он станет беспокоиться. Постарайтесь превратить лечение зубов в простую привычку.



Comments are closed.