Игрушки

Игрушки

В наши дни всему, что касается детей, уделяется так много внимания, что нередко можно даже встретить статьи, в которых скрупулезно перечисляются и описыва­ются игрушки, которые надо использовать чуть ли не на каждом конкретном месяце жизни ребенка.

Несомненно, есть люди, которые находят все это весьма полезным. Но справедливо и другое мнение — подобное педантство лишает и родителей, и саму жизнь самого прекрасного.

Ведь дать ребенку игрушку — это совсем не то же самое, что приобрести крючок для ловли определенной рыбы или запчасти для машины, каждая из которых имеет свое точное назначение. Мы покупаем игрушки прежде всего потому, что любим своих детей и знаем, как порадуют­ся малыши.

Разумеется, одни игрушки бывают лучше, другие хуже, и тут можно допустить какие-то ошибки. Но даже если мы выбираем их тщательно и продуманно, пе­ременчивость интересов нашего ребенка нередко будет радовать и огорчать нас.

Главное, чего не  следует делать при покупке игрушки — беспокоиться о ее психологическом предназначении. Я не хочу этим сказать, что можно покупать игрушки вслепую, какие попало, но нет нужды и ломать над ними голову.

Когда человек собирается на рыбалку и хочет провести выходные дни за городом, очень возмож­но, что он отправится в магазин за какими-нибудь спор­тивными принадлежностями или же просто взглянуть, что еще может ему пригодиться. Если он любит детей, то непременно заглянет и в магазин игрушек. Там он очень быстро получит полное представление об имеющемся то­варе и окажется в курсе самых интересных новинок.

Если же он часто проводит время со своими детьми и их друзь­ями, его знания в этой области окажутся еще более глу­бокими. Добавьте к этому багажу все, что ему известно о занятиях своих детей в детском саду, а также об их лю­бимых забавах, и вы поймете, что человека этого уже вполне можно считать экспертом в области игрушек. Единственная опасность подобной «науки» кроется в том, что порой мы сами оказываемся настолько увлечены игрушками, что иной раз даже отбираем их у детей.

Под­линное знание предмета предусматривает, однако, нали­чие у «специалиста» еще двух качеств. Первое — вообра­жение, второе — интуиция. Человек, обладающий фанта­зией, способен в любом предмете рассмотреть игрушку. Например, ваш ребенок, явившись утром в спальню ро­дителей, забавляется тем, что пытается влезть в мамины туфли.

Наделенный воображением отец сразу же догада­ется, что малышу нравится переодеваться в одежды взрослых, и он принесет ему целую коробку обветшалых платьев и кофт, которые уже никто не носит. В любом до­ме всегда можно найти множество самых разнообразных вещей, какие легко превратить в игрушки: открытки, ис­порченный радиоприемник, какой-нибудь старый абажур, прищепки для белья и тому подобное.

Интуиция, помогающая в таких случаях родителям, выражается в понимании особых потребностей ре­бенка. Если, например, они замечают, что их малыш не­сколько робеет в компании сверстников, и хотят помочь ему преодолеть эту робость, они могут предложить ребен­ку такие игрушки, в какие нужно играть вместе с товари­щами, а не одному.

Если же ребенок полностью загипно­тизирован телевизором и не желает больше ничего ви­деть, лучше вcero чем-то заняться вместе с ним, напри­мер, строить что-нибудь или конструировать, предоставив потом самому закончить начатое дело. Иными словами, в одних случаях ребенку требуются коллективные игры, чтобы развивалась его общительность, в других — какой-то материал, чтобы пробудить у него желание сделать что-то своими руками.

Надо постоянно следить за интересами детей: ведь они просят то неза­мысловатые и спокойные игрушки, то сложные и хитро­умные, то прочные, небьющиеся, а в иных случаях — хрупкие. Иногда ребенок хочет именно «эту» игрушку, потому что она интересует его сама по себе, а бывает, просит ее только из-за того, что тоже хочет иметь ее.

Хотя во многих отношениях дети не очень отличаются от нас, взрослых, там, где эта разница есть, пропасть ог­ромна. Ребятам мало своих игрушек. Им все время нуж­ны новые. А зрелый человек может годами сохранять привязанность к спиннингу или палке для игры в гольф, способен до старости любить свою детскую железную до­рогу.

Дети же непостоянны в своих пристрастиях, их ин­тересы более ограниченны и хоть и столь же глубоки и непосредственны, как наши, но обычно недолговечны. По­этому не тратьте слишком много денег на игрушки — очень возможно, что интерес вашего ребенка к новой за­баве продержится совсем недолго.

Ни одна игрушка, взятая в отдельности, не принесет той воспитательной пользы, о которой сообщается на ее упаковке. Это могут сделать только все игрушки сооб­ща. Только все вместе они помогут ребенку с пользой проводить время. Кроме того, смысл игрушек не только в том, чтобы развивать у детей наблюдательность, внима­ние и прочие полезные качества. Игрушки еще должны просто развлекать, и не мешайте им делать это.