• Ср. Сен 30th, 2020

Будь здоров!

Если хочешь — будь здоров!

Синдром саванта

Май 25, 2020

Синдром саванта (савантизм) – это особенность течения дизонтогенетического развития, характеризующаяся наличием у больного выдающихся способностей в одной или нескольких областях знаний на фоне общей интеллектуально-личностной неполноценности. Проявления савантизма разнообразны, наиболее распространенные симптомы – феноменальная память, высокие математические навыки, выдающиеся способности в музыке, изобразительном искусстве.

Диагностика проводится с помощью когнитивных тестов, беседы. Специфического лечения не существует, помощь больным призвана улучшить их социальную адаптацию.

Общие сведения

Название синдрома происходит из французского языка и в переводе означает «синдром ученого». Впервые этот термин употребил британский врач-исследователь Д.Л. Даун в 1887 году. Он описал 10 пациентов с выдающимися способностями и интеллектуальной недостаточностью. К настоящему времени в научных трудах рассмотрено около 100 случаев савантизма. Частота синдрома саванта среди больных аутизмом составляет 1:3, а в остальной части популяции – 1:2000. Соотношение женщин и мужчин – 1:4.

Причины

По происхождению синдром саванта подразделяется на первичный и вторичный. Причинами первичного савантизма являются врожденные дизонтогенетические заболевания – расстройства аутистического спектра (РАС). Чаще всего необычные способности и таланты проявляются при синдроме Аспергера. Причины вторичного савантизма:

  • Черепно-мозговые травмы. Феномен одаренности способен проявиться после травматического поражения головного мозга, в частности после повреждения височной области левого полушария. Известны случаи, когда, получив травму головы, люди становились музыкантами, художниками, хотя прежде способностей к этим сферам не проявляли.
  • Эпилепсия. Вторичный синдром саванта может развиться как результат эпилепсии с локализацией очага в височной доле. Симптомы возникают после тяжелого приступа, приводящего к снижению функциональности клеток ограниченной области мозга.
  • Лобно-височная деменция. Это название объединяет наследственные и спорадические нейродегенеративные заболевания, которые характеризуются поражением височных и лобных долей мозга (например, болезнь Пика). Основная часть пациентов – люди старше 60-65 лет. Синдром саванта развивается при дегенерации структур в левом полушарии, сопровождается медленным снижением интеллектуальных функций.

Патогенез

В современной нейропсихологии наиболее доказана теория о патологической межполушарной асимметрии как основе савантизма. Левое полушарие обеспечивает вербальное, абстрактно-логическое и дискретное мышление. Структуры правого полушария ответственны за творческие способности, невербальные мыслительные процессы и пространственно-образное восприятие.

Согласно данным исследований, большинство савантов имеет поражение левого (аналитического) полушария. Таким образом, у них развивается патологическая асимметрия межполушарного взаимодействия, и правое полушарие компенсирует развивающиеся дефициты. Эйдетизм, музыкальные и художественные способности – результат правополушарной активности мозга.

Данная теория объясняет и факт преобладания мужчин среди савантов. Доказано, что полушария головного мозга развиваются неравномерно: левое формируется и усложняется позже правого, а также более уязвимо для нежелательных пренатальных воздействий. Эмбрионы мужского пола интенсивно вырабатывают тестостерон. Гормон способен действовать на нервную ткань как токсин, вследствие чего тормозится развитие левополушарных областей, возникает врожденная асимметрия.

Симптомы

Врожденный савантизм проявляется с ранних лет. Дети существенно опережают сверстников в отдельных областях психического развития, но при этом отстает их интеллектуальное развитие, способность адаптироваться в обществе и осваивать бытовые навыки. Так, например, ребенок рисует сложные картины, однако не умеет самостоятельно одеваться, принимать пищу, разговаривать.

Приобретенный савантизм возникает после травмы или острого периода заболевания. Симптомы разнообразны, часто наблюдается интенсивное развитие новых способностей на фоне общего интеллектуального снижения, утраты отдельных психических или физических функций (паралич, мутизм, глухота). В научной литературе описан случай, когда после ранения мужчина потерял слух, но стал гением в механике.

Таланты савантов часто затрагивают область математики, языкознания, искусства. Так, художественные навыки проявляются без специального обучения живописи: больные идеально отображают предметы на бумаге, привносят собственное творческое видение реальности. У некоторых наблюдается гиперлексия – умение за секунды прочесть большой текст и воспроизвести его с точностью 99%.

Память савантов характеризуется возможностью запечатлять множество деталей конкретной ситуации. Это порождает трудности классификации и отбора информации: неспособность отделить важное от второстепенного препятствует познанию сути явления в целом, обобщению жизненного опыта. Память таких людей глубока, но не имеет осмысляющего компонента. Даун назвал это явление «вербальная адгезия».

Другие симптомы савантизма – выполнение сложных математических операций, овладение иностранным языком за пару дней, освоение музыкального инструмента за один урок. Описаны интересные случаи синдрома саванта, например, некоторые больные обладают идеальным музыкальным слухом и могут использовать эхолокацию, чтобы ориентироваться в пространстве.

Осложнения

Синдром Саванта не вызывает тяжелых последствий. Однако если больным не оказывается психологическая поддержка и не проводится реабилитация, то они плохо приспосабливаются к повседневным делам. Савантизм часто сопровождается слабыми социальными навыками, неумением планировать, анализировать происходящие события. Без помощи окружающих пациенты становятся замкнутыми, неопрятными. Многим из них требуется помощь в организации дня, гигиенических процедур, приемов пищи.

Диагностика

Выявление синдрома саванта происходит в рамках комплексной диагностики психической сферы лиц с РАС, органическими поражениями мозга. Обследование проводят врач-психиатр и клинический психолог. Базовые методы – сбор анамнеза и беседа. При савантизме родители или другие родственники пациента сообщают о его незаурядных способностях, отмечая общее интеллектуальное снижение, плохую адаптированность к повседневной жизни.

Во время клинической беседы врач выделяет аналогичные симптомы: слабое развитие коммуникативных навыков (особенно при РАС), трудности в понимании абстрактных понятий и фраз с переносным смыслом. Специфические методы диагностики включают в себя набор тестов и проб, нацеленных на определение коэффициента интеллекта и экстраординарных талантов:

  • Тест Векслера. Методика состоит из 12 субтестов, измеряющих вербальные и невербальные интеллектуальные функции. Для савантов характерны сниженные показатели в заданиях, связанных с речевым развитием, умеренные и высокие результаты в невербальных заданиях. Легче всего им дается субтест «кубики Кооса».
  • Тест Равена. Методика прогрессивных матриц Равена определяет уровень интеллекта без учета речевого развития человека. У больных с савантизмом результаты данного теста почти всегда высокие (при аутизме средние значения выше, чем в общей популяции).
  • Специальные пробы. Исходя из специфики особых способностей больного, врач предлагает ему выполнить ряд заданий, а затем определяет успешность выполнения. Это может быть решение арифметических задач и уравнений, чтение и запоминание текста, воспроизведение картины, игра на музыкальном инструменте.

Лечение

Помощь пациентам заключается в проведении психотерапии, использовании специальных обучающих программ и реабилитационных мероприятий. Усилия психологов, педагогов и социальных работников нацелены на улучшение социальной адаптации больных и освоение ими навыков, необходимых в быту. Медикаментозное лечение не показано, оно используется лишь для коррекции сопутствующих заболеваний (эпилепсии, нарушений сна, депрессии).

Лечение людей с синдромом саванта осуществляется на базе психиатрических больниц, специализированных школ и развивающих центров. Терапия проводится в форме индивидуальных и групповых занятий, семейных консультаций. Задача специалистов и родителей – развивать имеющиеся таланты саванта, найти способы компенсации дефицитарных функций. Ключевые методы работы:

  • Психокоррекция. Социальное функционирование савантов улучшают занятия по развитию речи и практического мышления, освоению бытовых навыков. Пациентов обучают монологической речи, поддержанию беседы, составлению плана дня.
  • Психотерапия. Хороший эффект дают поведенческие тренинги, нацеленные на развитие общения, межличностного взаимодействия. В ходе групповых встреч пациенты учатся сложным видам коммуникации: разрешению конфликтов, установлению дружеских и официальных контактов.
  • Семейное консультирование. Поддержка со стороны близких людей является важным фактором психофизического развития саванта. На консультациях психолога члены семьи узнают об особенностях болезни, ее проявлениях в поведении больного. Большое внимания уделяется выстраиванию гармоничных отношений внутри семьи.
  • Специальные учебные программы. Разработаны авторские методики для обучения савантов. Они улучшают функциональные навыки больных, развивают таланты, снижают тяжесть течения основного заболевания.

Прогноз и профилактика

Синдром Саванта является прогностически благоприятным: данный феномен не приводит к каким-либо осложнениям, редко ухудшает качество жизни больных. Профилактические меры не разработаны. Чтобы предупредить развитие врожденного савантизма, специалисты рекомендуют будущим матерям проходить полное обследование на этапе планирования рождения ребенка, отказаться от вредных привычек, проходить скрининговые обследования при беременности. Такие мероприятия помогут выявить аномалии развития плода на ранних стадиях и снизить риск преждевременных родов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.