Диссоциативные расстройства движений и ощущений

Диссоциативные расстройства движений и ощущений – затруднения движений или утрата ощущений, не обусловленные соматической или неврологической патологией. Не соответствуют или не полностью соответствуют клиническим картинам реальных заболеваний, в той или иной степени сочетаются с действиями, направленными на привлечение внимания. Возникают на фоне психологического стресса или соответствующей предрасположенности. Диагноз выставляется на основании жалоб, анамнеза, данных осмотра и дополнительных исследований, проводимых для исключения физической патологии. Лечение – продуманный уход, гипноз, в некоторых случаях лекарственная терапия.

Диссоциативные расстройства моторики и ощущений (диссоциативные конверсионные расстройства) – нарушения ощущений или движений, имитирующие (обычно частично и недостоверно) какое-то соматическое или неврологическое заболевание. Именно эти расстройства в свое время стали предметом исследований Фрейда и его последователей и легли в основу теории вытеснения психологических конфликтов в область бессознательного. Больные с подобными нарушениями составляют от 5 до 15% от общего числа пациентов, обращающихся за амбулаторной психиатрической помощью. Женщины страдают в 2-5 раз чаще мужчин, вероятность развития болезни увеличивается в периоды возрастных кризисов. Возможно острое, хроническое или рецидивирующее течение.

Причины

Согласно психоаналитической теории, диссоциативные расстройства возникают, потому что пациент вытесняет в сферу бессознательного свои запретные чувства, желания и потребности. Все перечисленное трансформируется в соматические симптомы; таким образом, больной обретает возможность избежать неприятных ситуаций, уменьшить физическую или психологическую нагрузку, символически заявить о себе, получить помощь и поддержку, о которых он не может сообщить напрямую, повлиять на поведение других людей, изменить их чувства, отношение и поведение. При этом связь между психологическим конфликтом (как и сам конфликт) и физическими симптомами также вытесняется в сферу бессознательного и не осознается пациентом.

У одних больных расстройства развиваются на фоне острого стресса, у других формируются при кажущемся физическом и психологическом благополучии. Во втором случае причину следует искать в особенностях характера пациентов, их представлении о себе, дозволенном и недозволенном, привычных способах реагирования и застарелых внутренних конфликтах. Психиатры отмечают, что у некоторых больных есть близкие друзья или родственники с соматическим либо неврологическим заболеванием, напоминающим симптомы пациента, страдающего диссоциативным расстройством моторики и ощущений.

К числу предрасполагающих факторов относятся конституциональные особенности, пережитые ранее потрясения и долгие лишения, повышенная внушаемость, истерический склад характера, сексуальное и психологическое неблагополучие в браке, а также диссоциированное воспитание – воспитание, при котором ребенок живет в условиях двойных стандартов, обусловленных психологическими проблемами родителей или взаимоисключающими требованиями отца и матери. Болезнь чаще развивается в периоды возрастных кризисов (в подростковом возрасте, в преклимактерическом и климактерическом периоде). Определенную роль играют перенесенные соматические заболевания.

Симптомы

Проявления расстройства могут быть весьма разнообразными. Нарушения движений могут проявляться в виде вычурной походки, парезов, параличей, дрожания конечностей, невозможности сохранять вертикальное положение тела или неспособности выполнять целенаправленные движения при сохранении способности к совершению элементарных двигательных актов. Расстройства ощущений чаще всего представляют собой потерю кожной чувствительности в определенной анатомической зоне. Реже развиваются глухота, тоннельное зрение или частичная слепота.

Характерно внезапное начало и внезапное окончание. Обычно продолжительность приступа составляет не более нескольких суток, примерно у 25% пациентов приступы повторяются. При наличии существенной вторичной выгоды возможно затяжное течение. В подростковом возрасте расстройства обычно преходящие, слабо выраженные. У молодых часто наблюдается хроническое течение, в последующем диссоциативное расстройство иногда приобретает рецидивирующий характер и появляется при каждом (или почти каждом) стрессе.

Важнейшим признаком диссоциативного расстройства является наличие острого стресса, проблем в личных отношениях, социального или психологического конфликта, которые больной зачастую отрицает или старается преуменьшить, объясняя свои жизненные трудности физическими симптомами, невозможностью нормально функционировать и снижением продуктивности. Симптомы расстройства только на первый взгляд напоминают какое-либо физическое заболевание. При подробном опросе и осмотре выясняется, что признаки болезни находятся в противоречии с анатомическими и физиологическими принципами функционирования организма.

Характерным, но не обязательным проявлением болезни является спокойное принятие любых симптомов расстройства, включая самые тяжелые (неспособность ходить, обслуживать себя и т. п.) – так называемое «красивое равнодушие». Симптомы обычно остаются стабильными, однако уровень нарушения продуктивности нередко меняется в зависимости от характера окружения, количества присутствующих и эмоционального состояния больного. Может наблюдаться поведение (не всегда явное), рассчитанное на привлечение внимания.

Диагностика

Диагноз выставляется на основании беседы с больным, данных объективного осмотра и результатов дополнительных исследований. Для постановки диагноза необходимы два критерия. Первый – подтверждение информации о стрессах или психологических конфликтах, лежащих в основе расстройства. Второй – отсутствие неврологического или соматического заболевания, которое могло бы вызвать выявленные нарушения. Следует отметить, что иногда диссоциативное расстройство возникает на фоне соматической патологии, поэтому каждый случай необходимо рассматривать индивидуально, с учетом выраженности клинической симптоматики, времени появления симптомов, их изменения в динамике, психологического состояния пациента и пр.

Дифференциальную диагностику проводят со злокачественными и доброкачественными новообразованиями головного мозга, системной красной волчанкой, рассеянным склерозом, миастенией, сосудистой деменцией и другими органическими поражениями центральной и периферической нервной системы, которые могли бы стать причиной появления расстройств движений и ощущений. Может потребоваться консультация невролога, ревматолога, онколога, офтальмолога, отоларинголога и других специалистов. Перечень дополнительных исследований зависит от проявлений болезни и может включать в себя МРТ или КТ головного мозга, УЗИ сосудов головного мозга, электромиографию и др.

Лечение и прогноз

В легких случаях достаточно успокоить больного и внушить ему уверенность в благополучном исходе, одновременно предприняв меры для устранения стрессовой ситуации, ставшей причиной расстройства. При затяжном течении необходима госпитализация в стационар и помощь специалистов в области психиатрии. Пациенту объясняют, что его болезнь обусловлена психологическими, а не физическими факторами. Поскольку прямое разъяснение связи между стрессовыми обстоятельствами и появлением соматических симптомов вызывает протест и отрицание, используют упрощенный вариант – например, говорят больному, что у него блокирован психический процесс, обеспечивающий связь между желанием поднять ногу и участками нервной системы, отвечающими за это движение.

Важную роль играет продуманный уход. Пациенту оказывают помощь только в пределах необходимого, стимулируя его к самостоятельным действиям, не поощряя использование симптомов для получения вторичной выгоды, но и не оставляя без поддержки. Если необходимо быстро устранить болезненные симптомы, используют отреагирование – воспроизведение в памяти конфликтной ситуации под гипнозом или после введения небольшой дозы барбитурата. Этот метод позволяет быстро уменьшить напряжение, обусловленное подавленными чувствами.

В остальных случаях больному помогают постепенно выйти из травмирующей ситуации, используя психоанализ или поведенческую терапию. Если диссоциативное расстройство развивается на фоне депрессии или тревожного расстройства, применяют медикаментозную терапию (транквилизаторы, антидепрессанты). В остальных случаях лекарственные средства не используют. Как правило, для устранения симптомов достаточно простой терапии (грамотного ухода, поддержки, создания благоприятной психологической атмосферы).

Пациентов с затяжным течением диссоциативного расстройства повторно обследуют для исключения соматической патологии. Все больные, даже при наличии улучшения, должны в течение 6-12 месяцев находиться под наблюдением врача общей практики (обычно – невролога). Это необходимо, чтобы окончательно исключить некоторые хронические неврологические и соматические заболевания. При подозрении на рассеянный склероз время наблюдения увеличивают. Наблюдение осуществляют тактично и бережно, стараясь не фиксировать внимание больного на симптомах и не провоцировать появление новых психологических проблем.