Нарушения пищевого поведения

Нарушения пищевого поведения – группа психогенных поведенческих синдромов, характеризующихся отклонениями при приеме и переработке пищи. К данной группе относится нервная анорексия, нервная булимия, переедание и некоторые другие расстройства. Симптомы разнообразны, включают отказ от еды, обжорство, спровоцированную и непроизвольную рвоту, применение слабительных препаратов, отрицание субъективной значимости проблемы веса. Постановка диагноза базируется на результатах беседы с психиатром и данных психологического тестирования. Лечение основано на индивидуальной и групповой психотерапии, применении медикаментов.

Общие сведения

В Международной классификации болезней нарушения пищевого поведения выделены в отдельную рубрику «Расстройства приема пищи». Общей характеристикой группы является противоречие между физиологической потребностью в еде и желаниями пациента. Пик заболеваемости приходится на подростковый и молодой возраст. Определяется устойчивая гендерная предрасположенность, девочки и женщины составляют 85-95% больных анорексией и булимией, 65% лиц с психологическим перееданием. Согласно последним исследованиям, психогенные пищевые расстройства чаще развиваются у людей из благополучных семей, имеющих высокий уровень образования и доходов, у жителей экономически развитых стран.

Причины

В возникновении расстройств данного типа значимую роль играют психологические и физиологические особенности, социальные отношения пациента. Конкретные причины определяются специалистом в процессе диагностики. Как правило, выявляется несколько факторов, предрасполагающих к заболеванию, и один или два, послуживших пусковыми механизмами. Среди возможных условий развития психогенного пищевого нарушения выделяют:

  • Психологические особенности. Расстройства формируются на базе эмоциональной неустойчивости, чувства вины, заниженной самооценки, внушаемости, зависимости от мнения окружающих. В группе риска находятся подростки, переживающие возрастной кризис.
  • Микросоциальные условия жизни. Большую роль в формировании нарушений играют пищевые привычки семьи – отсутствие режима питания, пристрастие к сладким продуктам, а также методы воспитания – гиперопека, авторитаризм, использование еды как инструмента для наказания или поощрения. В подростковом и молодом возрасте значимыми становятся замечания родителей, сверстников, супругов относительно внешности.
  • Стресс. Психогенное повышение или снижение аппетита, механическое обжорство без чувства голода возникают как способы компенсации эмоционального напряжения. Постепенно изменение в приеме пищи и его результат становятся самостоятельными источниками стресса.
  • Общественные ценности. Напрямую расстройства пищевого поведения формируют навязываемые «идеалы» красоты – стройность, худоба, хрупкость. Косвенно нарушения формируются в результате повышенных требований к успешности, трудоспособности, стрессоустойчивости.
  • Наследственная предрасположенность. Генетически передаются особенности физиологических процессов, составляющих основу извращенного, сниженного или повышенного аппетита, развития полноты. К ним относится гормональный дисбаланс, нарушения передачи нейромедиаторов.
  • Психические заболевания. Психогенные синдромы часто выявляются при шизофрении, биполярном аффективном расстройстве, депрессии, психопатиях. Такие случаи отличаются выраженными клиническими признаками, стойкостью к терапии.

Патогенез

Патологические изменения при нарушениях пищевого поведения происходят на двух уровнях – на психическом и на физиологическом. Первоначально формируется конфликт между базовой потребностью принимать пищу и актуальными желаниями человека, возникающими как результат социальных отношений, адаптации к стрессу, собственной самооценки и пр. Желание формирует навязчивую, сверхценную идею, определяющую мотивы и поведение. При анорексии доминирует мысль о похудении, при нервной булимии – боязнь набрать вес, при психогенном переедании – желание расслабиться, избежать напряжения. В более редких случаях идеи носят своеобразный характер. Например, пациент боится употреблять продукты определенного вида, считая их опасными. Вслед за психическими изменениями нарушается процесс переработки и усвоения пищи, развивается дефицит питательных веществ, витаминов, микроэлементов.

Классификация

Нарушения пищевого поведения отличаются большим разнообразием. Наиболее распространенные и клинически отчетливые типы рассматриваются в МКБ-10 как отдельные нозологические единицы. Менее изученные особенности – нервная орторексия, дранкорексия, избирательное питание – продолжают исследоваться и рассматриваются в качестве патологии не всеми специалистами. В соответствии с международным классификатором болезней выделяют:

  • Нервную анорексию. Характеризуется доминирующей идеей снижения веса, жесткими ограничениями объемов и калорийности еды, истощением. Сопровождается риском летального исхода.
  • Нервную булимию. Проявляется приступами обжорства с последующим чувством вины и насильственным избавлением от съеденного. Вес остается стабильным либо медленно увеличивается.
  • Психогенное переедание. Обжорство возникает в ответ на стрессовую ситуацию, закрепляется в поведении как способ избавления от аффективного напряжения. Приводит к прибавке веса.
  • Психогенную рвоту. Приступы развиваются на фоне сильных эмоций. Сопровождают соматоформные заболевания, ипохондрическое и диссоциативные расстройства, беременность.
  • Поедание несъедобного неорганического происхождения. К этой группе относится поедание взрослыми мела, глины, листьев несъедобных растений. Нарушения приводят к серьезным соматическим заболеваниям.
  • Психогенная утрата аппетита. Тяга к употреблению пищи снижается при продолжительной депрессии, интенсивных переживаниях, сопровождающих психотравму. Выраженность и продолжительность расстройства напрямую коррелирует с эмоциональными нарушениями.

Симптомы

Симптомами психогенной анорексии являются истощение, упорное стремление к худобе, нежелание поддерживать нормальный вес, искажение образа тела, навязчивый страх прибавки массы тела. Пациенты придерживаются чрезмерно строгих диет с максимально возможным ограничением калорийности и объемов еды, принимают пищу 1-2 раза в день. При нарушении правил «диеты» испытывают чувство вины, провоцируют рвоту, употребляют слабительные средства. Определяются признаки дисморфофобии – искаженного представления о собственном теле. Больные считают себя толстыми при реально нормальном или недостаточном весе. Им свойственно подавленное, угнетенное состояние, замкнутость, социальная дистанцированность, чрезмерная озабоченность питанием и физическими нагрузками.

При булимии наблюдаются периодические эпизоды поглощения больших объемов пищи. За приступами неконтролируемого обжорства следует чистка – тип поведения, направленный на избавление организма от съеденных продуктов. Больные вызывают рвоту, принимают слабительные препараты, делают клизмы, выдерживают период строгой диеты и истязают тело физическими упражнениями. Доминирует страх набора веса, недовольство внешним видом, переживание вины. Эпизоды булимии часто происходят втайне от других людей. Цикл переедания и чистки повторяется несколько раз в течение недели.

Психологическое переедание проявляется обжорством, развивающемся при эмоциональном напряжении, стрессе. Пациенты не осознают наступление насыщения, продолжают есть до наступления дискомфортных ощущений – чувства тяжести, переполненности желудка, тошноты. При поглощении пищи они понимают, что контроль действий утрачен, но восстановить его не могут. Чувство стыда и вины становится источником дополнительного стресса и вновь провоцирует обжорство. При психогенной рвоте приступы возникают из-за стрессовой внешней ситуации и внутренних переживаний. Извержение содержимого желудка происходит непроизвольно. Для психогенной утраты аппетита характерно равнодушное отношение к еде. Больные нецеленаправленно пропускают приемы пищи, едят неохотно, быстро насыщаются.

Осложнения

При расстройствах, характеризующихся ограничением в приемах пищи, существует риск развития патологий ЖКТ, заболеваний, связанных с дефицитом витаминов, минералов, питательных соединений. У пациентов истончаются кости, развивается остеопения, остеопороз, B12-дефицитная и железодефицитная анемия, гипотония, вялость, мышечная слабость, хрупкость ногтей, выпадение волос, сухость кожи. В тяжелых случаях анорексии нарушается работа практически всех органов и систем, возникает риск смерти. Осложнениями психогенной рвоты и булимии являются хронические воспаления и боли в горле, разрушение зубной эмали, раздражение и расстройство кишечника, проблемы с почками, обезвоживание.

Диагностика

Первичное диагностическое обследование зачастую проводится спустя 1-3 года после дебюта расстройства, когда пациент обращается к врачу из-за появления соматических симптомов – нарушений работы ЖКТ, существенного изменения веса, слабости. Диагностика осуществляется врачом-психиатром, клиническим психологом, специалистами соматического профиля. К специфическим методам исследования относятся:

  • Беседа. Психиатр выясняет анамнез, симптомы заболевания. Расспрашивает об особенностях питания, отношении больного к собственной внешности, существующих стрессовых и психотравмирующих ситуациях. Беседа может быть проведена в присутствии близкого родственника, так как сами пациенты склонны отрицать наличие расстройства и лежащих в его основе психологических проблем.
  • Личностные опросники. Исследование нацелено на выявление черт характера, эмоциональных состояний, социальных проблем, способствующих развитию пищевых отклонений. Определяется неустойчивая самооценка, зависимость от мнения окружающих, склонность к самообвинению, состояние стресса, психологической дезадаптации. Используется СМИЛ, опросник Айзенка, методика Дембо-Рубинштейн, Шкала оценки пищевого поведения.
  • Проективные методики. Рисуночные и интерпретационные тесты проводятся дополнительно к опросникам. Позволяют выявить отрицаемые, скрываемые пациентом тенденции – страх прибавить в весе, непринятие собственного тела, потребность в положительной оценке окружающих, импульсивность, отсутствие самоконтроля. Применяется тест цветовых выборов, рисунок «Автопортрет», Тематический апперцептивный тест (ТАТ).

С целью дифференциальной диагностики – различения психогенных расстройств с соматическими заболеваниями – назначаются консультации гастроэнтеролога, невролога, нефролога, гематолога, терапевта. Перечень диагностических методов определяется с учетом клинической картины осложнений. Выполняются лабораторные анализы, инструментальные исследования желудочно-кишечного тракта и других внутренних органов.

Лечение

Терапия проводится в нескольких направлениях. Специфическое лечение направлено на коррекцию эмоциональных и личностных проблем, восстановление социальных взаимоотношений, здоровых пищевых привычек. Параллельно осуществляются мероприятия по устранению физиологических нарушений, спровоцированных неправильным питанием. Комплексная помощь включает:

  • Психотерапию. Методы и техники подбираются индивидуально, определяются личностными качествами пациента и особенностями расстройства. Распространено применение когнитивно-бихевиоральной терапии, психоанализа, групповых тренингов. Проводится работа по осознанию имеющихся искаженных представлений о себе, коррекция самооценки, изменение поведения, освоение навыков совладания со стрессовой ситуацией.
  • Медикаментозное лечение. Психофармакологические препараты используются для коррекции эмоциональных отклонений, подавления или усиления аппетита. Они позволяют устранить депрессию, апатию, тревожность, стабилизировать настроение, снизить импульсивность поведения. Назначаются антидепрессанты, транквилизаторы.
  • Реабилитацию. Результаты, достигнутые в ходе психотерапии и медикаментозной коррекции, должны быть закреплены в повседневной жизни. При участии родственников, друзей пациенты поддерживают здоровый образ жизни, включающий регулярное разнообразное питание, умеренные физические нагрузки.

Прогноз и профилактика

Прогноз определяется видом расстройства, своевременностью терапии. Благоприятный исход наиболее вероятен при отсутствии других психических заболеваний (шизофрении, депрессии, психопатии), сохранности критических способностей пациента, мотивации к выздоровлению. Профилактика включает приверженность правильному питанию с раннего детства, формирование у детей и подростков ценности здоровья, принятия своего тела, выработку навыков противостояния стрессовым ситуациям, снятия эмоциональной напряженности (занятия спортом, творчеством, корректное отстаивание собственного мнения, продуктивное разрешение конфликтов).